Найти тему
Кубанский Post-rocker

ДМИТРИЙ ВАСЯТКИН («ТВИН ПИКС», «АЭЛИТА»): «Я предпочитаю жить настоящим и с прицелом на будущее, по возможности, светлое!»

Зимние дорожки и пути наших мыслей окутаны нашими размышлениями – хочется верить, что человек стремится пережить заново именно добрые воспоминания. Очень часто именно музыкальная эрудиция и природная наблюдательность помогают творческому человеку, как говорится и жизнь пройти, и поле перейти. На эти и другие темы нам удалось побеседовать с талантливым котовским музыкантом Дмитрием Васяткиным, представляющим две группы – «ТВИН ПИКС» и «Аэлита».

Кубанский Post-rocker: Музыка, как известно, это не только деятельность и творчество, но и определенный уклад жизни. Кто смог привить вам чувство увлеченности музыкой и как меломану, и как музыканту?

Дмитрий Васяткин: Во-первых, хочется сказать огромное спасибо родителям, в нашем доме музыка в диапазоне от классики до популярных радиохитов звучала, сколько себя помню. К тому же мама преподавала и до сих пор преподает в классе фортепиано в местной школе искусств, что также не могло не оказать на меня влияния. Любовь к рок-музыке пошла от отца –помню десятки бобин с альбомами The Beatles, Black Sabbath, Slade, Alan Parsons Project, Mannfred Mann's Earthband, Pink Floyd, ELO и многих других классиков рока, среди которых особенно ему (отцу – ред.) импонирует и по сей день творчество шотландских хард-рокеров Nazareth. Пластинки с записями «Аквариума», «Наутилуса Помпилиуса», «Кино» и прочих героев отечественного рок-движения также внесли свой вклад в формирование моего музыкального вкуса и отношения к жизни в целом и к музыке в частности. Позже семейная фонотека перешла в формат коллекций компакт-кассет и CD, и, где-то с подросткового возраста, все больший и больший вклад туда вносил я.

Во-вторых, я невероятно благодарен Дмитриевой Лидии Леонидовне – своему педагогу по классу специального фортепиано и Ярушкину Александру Владимировичу – увы, ныне покойному, директору музыкальной школы во времена моего в ней обучения. И моему преподавателю по классу эстрадно-джазового ансамбля, клавишнику от Бога, впервые показавшему мне, что такое синтезатор и какие возможности он дает для творчества, страстному любителю классического джаза, привившему и мне нежную любовь к этой музыке. Огромная им благодарность за все, без них я бы не сформировался ни как музыкант, ни как человек.

Кубанский Post-rocker: Как известно, котовская группа «ТВИН ПИКС» тяготеет к ностальгическому постпанку. Свойственно ли Вашему мироощущению стремление ностальгировать в творчестве и в жизни?

Дмитрий Васяткин: Время от времени поностальгировать приятно и даже полезно – наши корни в нашем прошлом, в событиях, происходивших с нами, в людях, которые прошли через нашу жизнь. Однако ностальгия может перерасти в постоянное пережевывание сладостных или горестных моментов прошлого и это, как мне кажется, – уже явный признак того, что человек не хочет или не может жить настоящим и, тем более, не имеет планов на будущее. Так что, повторюсь, иногда бывает приятно слегка поностальгировать, но все же я предпочитаю жить настоящим и с прицелом на будущее, по возможности, светлое.

Кубанский Post-rocker: Вы работаете в двух музыкальных коллективах: «ТВИН ПИКС» и «Аэлита». Как рознится то, чем Вы занимаетесь в этих коллективах? Бывают ли в практике совместные концерты?

Дмитрий Васяткин: «Аэлита» – коллектив, созданный мной для исполнения своих песен и передачи посредством их картины мира моими глазами, соответственно, большая часть работы над песней – от музыки и текстов до аранжировки – моя прямая ответственность. «Твин Пикс», на момент моего прихода туда, были уже сложившейся командой, которую тащил и тащит Костя Кирпу, мой талантливый дружище, гитарист и автор-исполнитель. Соответственно, «Твин Пикс» является проводником его творческих идей и взглядов, а я придаю всему этому какие-то нюансы, без которых по сути, песни Кости ничего бы не потеряли, но звучали бы чуточку бледнее. Совместных концертов у нас было немало и, на что я очень сильно надеюсь, будет еще больше.

Кубанский Post-rocker: Каково Ваше отношение к свердловскому року? Какое влияние на Вас оказали музыкальные работы «Урфин Джюса» и лично Александра Пантыкина? Вопрос задан неслучайно, поскольку есть определенные «переклички» в творчестве «Аэлиты».

Дмитрий Васяткин: Свердловская рок-школа – одна из влиятельнейших в отечественном рок-движении. Отношусь я к ней, в целом, неоднозначно: нежно и трепетно люблю творчество «Наутилуса», «Агаты Кристи» и Насти Полевой, ценю эксперименты «Апрельского марша», восхищаюсь жизнерадостной клоунадой «Водопадов им. Вахтанга Кикабидзе». А вот творчество так называемой «народной» группы «Чайф» за редкими исключениями мне не близко.

Что касается «Урфин Джюса» вообще и Александра Пантыкина в частности, то очень уважаю их музыку. Пантыкин, безусловно, один из ярчайших отечественных рок-клавишников, однако на творчество «Аэлиты» влияния они не оказывали и потому Ваши слова о каких-то перекличках между «УД» и «Аэлитой» меня, если честно, слегка озадачили. Однако, сравнение со столь уважаемой командой для нас крайне лестно!

Кубанский Post-rocker: Традиционно меломанский вопрос. Назовите 5 лучших рок-альбомов, которые оказываются вместе с Вами в разные моменты жизни?

Дмитрий Васяткин: На этот вопрос отвечу не задумываясь. Альбомы расположены не по значимости для меня, а просто в порядке, который всплыл в моей голове. Итак:

– Electric Light Orchestra «Time» (1981);

– Duran Duran «Rio» (1982);

– Franz Ferdinand «Franz Ferdinand» (2004);

– Кино «Ночь» (1986);

– Аквариум «Равноденствие» (1987).

Кубанский Post-rocker: Вопрос про арт- и прогрессив-рок. Чьи музыкальные поиски Вам кажутся наиболее интересными: Вангелиса, Ричарда Райта или Кейта Эмерсона? Какую роль для Вас играет композиция в построении музыкального рок-произведения?

Дмитрий Васяткин: Из трех названных Вами бесспорно великих клавишников мне ближе всего Кейт Эмерсон – за счет его склонности к эксцентрике и ярким концертным шоу в сочетании с фантастической техникой игры. Касаемо композиционной структуры – я крайне органично чувствую себя в рамках классической рок/поп-песни, хотя, повторюсь, сам слушаю очень разную музыку, структура которой может быть выстроена абсолютно по другим законам либо вовсе отсутствовать.

Кубанский Post-rocker: Текстовое наполнение Ваших композиций в «Аэлите» ориентирует на их прочтение вдумчивым и эрудированным читателем. Откуда взялся образ исчезнувшего времени в песне «Сутки стали короче»? «Дерево в огне» – это образ навсегда утраченных иллюзий?

Дмитрий Васяткин: Спасибо за отдельное внимание к нашим текстам, для нас действительно крайне важно не только то, как и что мы играем, но и что мы поем. «Сутки стали короче» – это не об исчезнувшем, а, скорее, о спрессованном времени, времени, которого все меньше и меньше. Как-то я прочел в одной научно-популярной статье, что с каждым днем земная ось на незначительную долю градуса отклоняется от своего впервые зафиксированного учеными положения, что в свою очередь сказывается на скорости вращения планеты вокруг своей оси, и каждые сутки, следовательно, сокращаются на микроскопические доли секунды. Из этого и родилась строчка «Сутки стали короче на долю секунды», ну а дальше пошло-поехало.

«Дерево в огне» – это ни в коем случае не образ утраченных иллюзий. Но тут, я думаю, уместно предоставить слово автору одноименного стихотворения, на которое написана эта песня, замечательному поэту Елене Луканкиной: «Это образ не только осеннего дерева – в огне листвы, но и человека, который всегда в поисках, горит огнём чувств, дум, открытий. Образ перемен и вечного горения... Что мы эти деревья: когда в зелени, а когда и в огне лет, памяти, чувств, людей...». Вообще очень советую всем ценителям трепетного и талантливого поэтического слова отыскать одноименный сборник Елены, либо найти страницу с ее произведениями на сайте stihi.ru – уверяю, получите большое удовольствие от прочтения.

Кубанский Post-rocker: Что для Вас означает ответственность в искусстве? Чего себе никогда не могли бы простить по отношению к своему слушателю?

Дмитрий Васяткин: Быть искренними, записывать то и так, чтобы это было самим не стыдно слушать спустя годы и выкладываться больше, чем полностью, выходя на сцену, вне зависимости от ее размеров и количества зрителей – вот что такое для нас ответственность перед слушателем. Нарушение любого из этих пунктов – позор для нас, как для творческих людей.

Кубанский Post-rocker: Кого бы Вы могли посоветовать нашим слушателям из современной постпанк-сцены? Можно ли, в принципе, создавать прежним художественным языком глубокие песни? Или для этого нужен новый подход и новые лирические переживания?

Дмитрий Васяткин: Я, на самом деле, гораздо менее, чем это может показаться со стороны, слежу за состоянием дел на отечественной пост-панк сцене. Скажу так: не стесняйтесь копать глубже, кроме команд, составляющих мэйнстрим данного направления (ploho, Буерак, Молчат Дома) существует очень много интересной музыки. Глубокие песни можно создавать с помощью любых доступных средств, благо арсенал их сейчас велик и разнообразен – от дешевых акустических гитар до навороченных музыкальных программ. А насчет переживаний – какие могут быть новые переживания, не очень понимаю. Чувства – радость, грусть, эйфория от взаимной любви, тоска от любви неразделенной – существуют со времен сотворения мира и покуда человечество населяет земной шар, оно и будет эти чувства испытывать и будет о них петь.

Кубанский Post-rocker: Вангелис в интервью журналу «Keyboard» (1982) как-то заметил: «Синтезатор – как зеркало над миром, он такой же по своей природе». Какие возможности для Вас открывают клавишные инструменты?

Дмитрий Васяткин: На самом деле, клавишные – это кладезь неограниченных возможностей. С их помощью можно нарисовать звуком как самую тишайшую нежность, так и крушение Вселенной. Надо лишь знать, что ты хочешь сделать и обладать умением это сделать.

Кубанский Post-rocker: Что бы Вы смогли посоветовать подписчикам нашего паблика?

Дмитрий Васяткин: Кто я такой, чтобы что-то кому-то советовать? Ну а вот пожелать хотелось бы – всем счастья, здоровья, мира в душе и смелости быть самими собой.

Автор: Георгий Немец

Редактор: Виктор Тихонов

17.12.2022