Найти в Дзене
Михаил Титов

Что почитать? (10)

Итоги моего читательского года

Октябрь, 2022

1. Ольга Токарчук. Веди свой плуг по костям мертвецов

Ольга Токарчук (ударение на -а) - польская писательница, Нобелевский лауреат 2018 года. Премию ей вручили с формулировкой «за воображение, с энциклопедической страстью показывающее нарушение границ как способ жить». Формулировки нобелевского комитета почти всегда туманны и затейливы, но в данном случае "диагноз" вполне ясен и книга ему соответствует.
Хотя жанр определить сложно. То, что кажется поначалу детективом, перерастает в роман об экологических проблемах, замешанных на густом феминизме, касается в процессе некоторых политических реалий современной Польши и вновь возвращается к детективу, при этом с сильными философскими ответвлениями. Так что говорить тут о чистоте жанра не приходится.
И еще сразу по поводу названия. Это строчка из стихотворения английского поэта и художника Уильяма Блейка, творчеством которого увлечена главная героиня. Название сильное, оправдало ли оно себя - для меня вопрос. Строчка взята из «Притчей ада», цитаты из поэта предваряют и каждую главу, так что тут еще одна параллель открывается - мистико-поэтическая. Но мне этой самой "блейкианы" не хватило. Если уж добавлять мистики и ада, то максимально.
Действие романа происходит в маленькой польской деревне на границе с Чехией. Зимой здесь всего несколько постоянных жителей, среди которых и Янина Душейко, пожилая женщина, страстно увлекающаяся астрологией, творчеством Уильяма Блейка, вегетарианка и противница охоты в любом ее виде.
В один из дней Янина узнает, что внезапно умер ее сосед - Большая Ступня (она всем окружающим людям дает прозвища). Затем происходит еще несколько смертей, пани Душейко пытается их расследовать и приходит к выводу, что всех этих мужчин, состоящих в обществе охотников, могли убить сами животные. Она даже пишет несколько писем в полицию, где объясняет, как это могло произойти. Пересказывать сюжет дальше не буду, книга заслуживает того, чтобы ее прочитали. Там, помимо неплохо закрученной истории, есть ряд интересных и цепляющих размышлений главной героини.
В целом, как определил кто-то из рецензентов, "книга Токарчук проникнута меланхолией, но все же это очень уютная проза..." Согласен вполне.

2. Олег Стрижак. Мальчик

«Мальчик» был издан впервые в 1993 году и по понятным причинам прошёл мимо читателя. Сейчас (в 2021-м), благодаря сёстрам автора - Нике и Юлии Стрижак, книга снова увидела свет. Сложно сказать, как ее встретят нынче: все-таки роман нелегок для чтения. Его, наверное, можно смело назвать постмодернистским: из-за многослойной структуры и обилия явных и скрытых цитат и отсылок к чужим текстам. И отчасти «джойсовским»: герой тоже в поиске. Того самого Мальчика, смысл поступков которого он пытается понять.
Если уж совсем упрощенно пересказывать сюжет, то выглядит это так: некий писатель, достигший некоторого успеха, вдруг сталкивается с тем, что его романы перестают издавать, а пьесы ставить. Он пытается писать новую книгу, которая должна доказать его писательскую состоятельность, но больше рассуждает о ней, чем работает. Параллельно - крутит романы и пьет, пока одна из пьяных посиделок не заканчиваются для него в больнице. Случайно затесавшийся в компанию Мальчик избивает писателя.

Ловлю себя на мысли, что этот пересказ выглядит совершенно банальным. Роман не настолько прямолинеен. Он полон размышлений и недоговоренностей. В нем одновременно присутствуют и имперский Петербург, и советский Ленинград 60-70-х годов. Причём в одной из глав действие раздваивается: верхнюю часть страницы занимает рассказ главного героя о его нынешней (на то время) жизни, нижнюю - исторический экскурс во времена Екатерины Великой. Эти разнонаправленные потоки, конечно, отвлекают, приходится читать поочередно: вначале всю верхнюю часть, затем нижнюю. Иначе смысл ускользает. Кстати, текст, оформленный в «Мальчике» в виде сноски, автор пытался издать в 90-е отдельными главами. Буквально на днях (6 октября) и опять же благодаря сёстрам на основе этих сносок вышел роман «Вариант», по сути отдельное историко-политическое полотно.
Рекомендовать всем «Мальчика» не буду. Если вспоминать того же Джойса, его «Улисса» знают все, а читали в основном литературоведы. «Мальчик», на мой взгляд, из той же серии: роман большой, значительный, но не для массового читателя. Хотя первые главы любопытно будет полистать ради блестящего языка и стиля.

-2

3. Дмитрий Глуховский*. Метро 2033
(*писатель признан иноагентом)

«Метро 2033», изданное по совокупности миллионным тиражом и принёсшее автору известность, сейчас, спустя почти 20 лет после выхода, выглядит на фоне "Поста" слабее и подростковей, что ли (есть ли такое слово?).

По тексту видно, что и писал начинающий литератор, и рассчитана книга на аудиторию его (тогдашнего) возраста. Этакая компьютерная бродилка по подземке, где нужно победить различных чудищ и мутантов, чтобы... И вот тут возникает вопрос: чтобы что? Главный герой отправляется от точки А в точку Б (со станции ВДНХ до Библиотеки имени Ленина) с одной целью, по ходу появляются другие задачи, и это бесконечное перемещение с перманентной гибелью попутчиков продолжается до самого конца.
Единственное, что зацепило, это попадание сюжета в нерв сегодняшнего дня. Роман постапокалиптический. Действие происходит в московском метро после ядерной войны. Спасаясь от радиации, москвичи заселяют подземку, где почти каждая станция - это отдельное государство: есть станции, где живут красные, фашисты, религиозные фанатики, торговцы, интеллектуалы и т.д. - и со своими вызовами в виде тех самых мутировавших животных и не-людей.

-3

4. Алексей Иванов. Пищеблок

Начинается книга как практически советский роман о счастливом пионерском лагерном детстве. Ну, может быть, с поправкой на сегодняшнюю дозволенность - писать посвободней об отношениях. А к середине неожиданно превращается в пионерский же хоррор, где храбрый мальчиш Валерка вместе с вожатым Горь-Санычем (Игорем Александровичем) разоблачают группу пионеров-вампиров и бьются не на жизнь, а на смерть с их повелителем, которым оказывается герой Гражданской войны, живущий по соседству с лагерем.
Действие происходит в олимпийском 1980 году, атмосфера того времени воссоздана, дети разговаривают как дети опять же того времени, озвучивают байки и страшилки тех лет. Все (как кажется) точно, но не покидает мысль: а на кого книга рассчитана? Для нынешней детской аудитории пионерия - параллельная вселенная, к тому же слишком много взрослых тем (пионервожатые время даром не теряют). Для взрослых, затосковавших по своему пионерскому детству, она слишком сказочна.
Грешным делом подумалось, а нет ли в ней некоей "антисоветчины"? Из серии: вся обрядовость пионерской организации связана с символами крови (галстук, красные знамена), вот тебе и вампиризм. Начало его лежит в битвах гражданской, а затем передается от поколения к поколению. Все укушенные подчиняются воле стратилата, главного вампира. А герой-победитель сам становится вампиром (и тут явная отсылка к Шварцу с его "Убить дракона"). Но кажется мне, что воспринимать этот текст как некий политический манифест, было бы серьезным перебором. А как литературную игру, скрестившую два детства (пионерское и нынешнее), вполне.

-4