Всем здравствуйте, если раньше часто проблемы с речью сопровождались еще и проблемами с мелкой, крупной моторикой, то сейчас стали обращаться за помощью родители с детьми, у которых моторная сфера полностью в норме. Ребенок прекрасно собирает пазлы, справляется с сортерами различных видов, работает с песком, крупами, с легкостью собирает мозаику, только вот речь оставляет желать лучшего. И родители таких детей говорят одну и ту же фразу "Я не обращалась к логопеду за помощью, ведь всюду написано, что если у ребенка серьезная задержка речи, то должны быть трудности с моторикой, а у нас в этом плане все прекрасно, значит, проблем нет". Сами логопеды стали удивляться таким новшествам, ведь гораздо проще поставить диагноз и выстроить коррекционный план, когда перед нами ребенок с уже знакомыми симптомами: мы знаем, что обычно речь и моторика соединены между собой, а потому нужно совершенствовать одно, потом подтягивать другое. Но тут совсем иная картина- ребенок все выполняет, все слышит, реагирует на просьбы, то есть понимает обращенную речь, даже пришел в отличном расположении духа, без сопровождающего СДВГ или полевого поведения... то есть проблема одна- и это речь.
Возможно ли такое? Да, действительно, сейчас все больше и больше детей, которые могут похвастаться своими успехами в овладении моторикой, но вот речь так и не появляется.
На что следует обратить внимание родителям таких малышей?
1. Моторика и интеллект- не одно и то же. Ребенок может справляться с сортерами и прочими действиями, где требуется сопоставить что-то по цвету форме и т.д, в большинстве случаев он просто привык ввполнять эту операцию. Видя и играя с этими игрушками изо дня в день и не получая ничего нового, ребенок подобно роботу выполняет инструкции взрослого или же сам, по памяти поосто повторяет то, что уже делал. Поэтому либо измените формат игры, либо же добавьте новое в ваш привычный день. Попросите не просто показать, где какое животное, а кто чем питается, кто где живет. Расположите виды транспорта по их местам: воздушные, наземные, водные. Проверьте знания малыша в различных лексических темах: домашние животные, животные фермы, Африки, леса, ягоды/грибы, фрукты и овощи, птицы, транспорт, времена года и другое. Когда я сталкивалась с такими детьми, где родители с восторгом рассказывали об их развитии, умениях, то я эту информацию обычно сразу опускала, так как меня интересует не столько моторика, сколько понимание обращенной речи и его интеллект, знания об окружающем мире.
И вот тут то и выясняется много любопытного, трехлетний ребенок, который на ура работает пальчиками, не знает животных фермы, не имеет понятия о морских обитателях, когда просишь найти определенную рыбу на картинке или птицу, а уж про цвета и формы я молчу. И вот здесь уже начинаю копаться в поисках истины- почему в 3 года ребенок так мало знает о том, что его окружает... К счастью, родители начинают сами признаваться, что бОльшую часть времени давали детям побыть наедине с собой, прорабатывали мелкую моторику, о которой трубят ото всюду, а вот про такой важный момент, как развитие интеллектуальных способностей- забыли напрочь.
2. И второй момент- с ребенком не говорят должным образом. Гаджеты делают свою работу- они выручают мам, пока те готовят обед или ужин, они выручают мам в очереди в поликлиннике, в период дальней поездки, а потом и вовсе нечаянно входят плавно в жизнь малыша и отобрать телефон, планшет уже невозможно. Дети ооочень быстро учатся нажимать на кнопки, в особенности, интерес вызывает сенсорный экран, где усилий прилагаешь мнньше, а результат радует. И что мы получаем? У малышей беглые пальцы, а речи нет, потому что она не применяется в течение дня, от ребенка не ждут просьб, ведь ему дадут желаемый планшет при малейшем визге. А это и есть ошибка. Необходимо говорить с детьми, читать книги, минимизировать его времянахождение за телевизором и в одиночестве. Игра до 3-х летнего возраста- ведущая деятельность, а потому и речь можно запустить дома, играя.☝ Не применяя таблетки, всякие чудодейственные сиропы и уж тем более медицинское оборудование, воздействующее на мозг ребенка.
☝Если ваш ребенок родился здоровеньким, если все шло хорошо, если у него прекрасно развита моторика, то обратите внимание на вопрос- а достаточно ли я провожу времени с собственным ребенком? А правильно ли выстроен наш режим дня? А правильно ли я общаюсь со своим ребенком? А грамотно ли подбираю игрушки для его возраста? А достаточно ли мы гуляем, читаем книги? Вы наверняка найдете много ответов. И они помогут вам понять, где и чтр именно вы упустили.
Сегодня я хотела сказать родителям и логопедам, которые занимаются с неговорящими детьми, у которых отлично развита моторика, что обязательно стоит проверять следующее:
- Развитие интеллекта малыша на основе его знаний об окружающем мире.
- Речевая среда дома
Благодарю за внимание, ну а скоро мы вновь поговорим на темы речевого развития👍