Мы все настолько привыкли к тому, что в нашем доме есть отопительные батареи, что даже уже не задумываемся о том, что их когда-то просто не существовало!
А знаете, кто их изобрел, да и название "Батарея" им дал?
Инженер и изобретатель, промышленник Франц Карлович Сан-Галли.
И было это в Санкт-Петербурге!
Но это не единственное достижение этого изобретателя
Работы его завода - это ворота Зимнего дворца, железные решетки для Павильонного зала в Эрмитаже, решетка Таврического сада, отделка дверей знаменитого музея Штиглица, бесчисленное множество чугунных решеток, украшающих балконы домов и особняков Петербурга.
Ворота отреставрировали в 1980-е годы. До Революции 1917 года под императорской короной, на каждой створке больших ворот располагались вензеля императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, а верхнюю часть ворот украшали двуглавые орлы с императорской короной.
По решению Временного правительства двуглавые орлы и императорские монограммы были задрапированы, а затем демонтированы и уничтожены. Сегодня всё восстановлено.
На заводе Сан-Галли производилось литьё оград, картушей и фонарных канделябров Троицкого моста.
Вот об этом легендарном человеке, я и хочу вам сегодня рассказать.
Начну с девиза Сан-Галли:
"Поставь себе цель, иди вперед, не трать времени на споры".
Я думаю, что вы уже догадались по его имени и фамилии, что он родился не в России, как впрочем и многие успешные предприниматели тех лет.
Франц Сан-Галли появился на свет в прусской Померании в итальянской семье.
В семье придавали огромное значение образованию детей, а Франц к тому же был любимым сыном! Он закончил штеттинскую гимназию, помимо этого брал частные уроки по английскому и французскому языкам, обучался верховой езде и танцам.
Когда Францу исполнилось 17 лет, умирает отец. Чтобы прокормить семью, юный Франц устраивается в фирму, которая торговала российскими товарами.
Через пару лет в филиал этой фирмы в Петербурге потребовался сотрудник! Вот так, в 19 лет, Франц оказался в России.
Да, он юн и беден, но у него отличное образование и добавлю еще, что он амбициозен.
В Петербурге он заводит знакомства, которые в дальнейшем окажут решающее значение в его судьбе.
Так, однажды Франц играл в шахматы с англичанином, отец которого был управляющим пароходами машиностроительного завода Берда. Результатом этого знакомства стало место для Франца в конторе завода одного из могущественных промышленников тех лет.
Дружба Франца с сыном промышленника открыла перед ним многие двери.
Многие бы всё так и оставили и продолжали жить – хорошее жалование на отличной работе, приятное времяпровождение в лучших кругах петербургской молодежи и т.д. Но только не Франц!
Как-то раз, на завод Берда приехали шотландские мастера делится своими знаниями в области литейного производства, к которым Франца поставили переводчиком.
Чтобы правильно переводить, ему понадобилось изучить производственные термины литейного и механического производства. Он настолько этим заинтересовался, что теперь всё свободное время тратит только на изучение литейного дела, о веселой жизни он уже и не вспоминает.
В 28 лет Франц, получив к тому времени российское гражданство, решает завести свое собственное дело, но предварительно перед этим жениться.
Его невестой стала Софья Александровна Розинская – единственная дочь богатого купца, чье приданное пошло на создание собственной механической мастерской Франца.
О своей жене Франц говорил, что:
Моя жена, София Александровна, слава Богу, не была красавицей, но мне была очень симпатична, хорошо образована, дельна, прилежно занималась практическим искусством и хозяйством и - последнее из упомянутого, но не последнее по значимости - стройна и совершенно здорова.
Кстати, они проживут долгую и счастливую жизнь, у них был шестеро детей!
Кроме денег жены ему пришлось еще взять 5000 рублей под вексель на 3 года у того самого друга англичанина с которым он играл в шахматы (но так, к слову, ни разу и не выиграл).
Франц решает заняться изготовлением металлических кроватей, умывальников и прочих металлических бытовых мелочей. Дела у него шли не очень хорошо, кредит отдавать было нечем.
Как они с женой жили в то время?
Чистый доход молодого предприятия за первый год своего существования составил всего 448 руб.
В те годы начинающему предпринимателю приходилось экономить на всем, даже обед в ресторане Палкина состоял из одного блюда – тарелки щей с куском мяса обходился ему в 20 коп.
Большую помощь в это критическое время оказали братья, особенно младший – Роберт, приехавший к Францу из Штеттина для поддержки и помощи в коммерческих делах, да так и оставшийся в России.
Жили первое время втроем: Франц, его жена Софья и Роберт, "во дворе, в четвертом этаже".
Бывало, братьям приходилось на скрещенных руках вносить беременную Софью в их "скромное, но высокое жилище".
Но в это время он не экономил на поездках в Европу, куда отправлялся изучать новинки техники. После этих поездок он был уже уверен, что без собственного чугунно-литейного производства на рынке ему не удержаться!
И тогда он решает, что надо создать что-то такое, чего нет у других производителей!
Напомню, что к тому времени Франц уже имел представление о литейной промышленности, пусть и не профессиональное. Накупив технические книги и журналы, он начинает думать.
Идея в промозглом и сыром Петербурге пришла ему сама собой – отопительное устройство!
В 1857 году он такое создает, назвав его по-немецки "хайцкерпер" – горячая коробка. Это был радиатор с вертикальными дисками.
Он же придумал ему и название "Батарея". Почему именно "Батарея"? Потому, что радиаторы содержали в своей конструкции однотипные секции. Из военного словаря:
Батаре́я (фр. batterie, от battre «бить») — соединение нескольких однотипных приборов, устройств в единую систему или установку для эффективного совместного действия.
Водяные отопительные системы существовали и до этого - системы изобретения Боннемена и Перкинса, но в них теплоотдача осуществлялась через змеевики типа современных полотенцесушителей.
Теперь, в его мастерскую заказы посыпались один за другим. Через некоторое время, когда 12 мастеров уже не справлялись, Франц создает завод, который специализировался на оборудовании для отопления, канализации, водоснабжения и художественного литься.
В художественном литье Франц прославился не меньше, чем с батареями. Знаменитые ворота Зимнего дворца, литые украшения мостов Петербурга, железные решетки садов и балконов, фонарные столбы и ограды -его работа.
Но если инженер талантлив, он талантлив не только в одном направлении. Император Александр II наградил Сан-Галли золотой медалью на Владимирской ленте за изобретенную им противопожарную систему во дворце.
Теперь Сан-Галли имеет разрешение ставить на свои изделия Государственный герб.
О том, какого качества были батареи (и не только) Франца Карловича Сан-Галли, можно судить по тому, что в здании фирмы "Зингер" на Невском проспекте до сих пор работают батареи его фирмы!
Продолжение рассказа об этом выдающемся человека в следующей статье.