Еще 11 декабря прошла презентация моей книги "Бетховен и русские меценаты" в Музее-квартире Святослава Рихтера в Москве на Малой Бронной.
На стене за двумя роялями там висят красивые космические картинки. Я даже приняла их за фотографии Хаббла. И удивилась: вроде бы великий пианист, скончавшийся в 1997 году, не увлекался астрономией. Он занимался живописью и сам был художником-любителем. Среди досупных в сети работ Рихтера я нашла лишь одну, косвенно связанную с темой покорения неба - акварель "Несут аэростат" 1950-х годов.
Улучив пару минут, когда я была не занята на презентации, я подошла к картинам на стене и удивилась еще больше. Все три - репродукции эскизов Николая Александровича Бенуа (1870-1960) к постановке оперы Бенджамена Бриттена "Сон в летнюю ночь" в ГАБТ (спектакль был осуществлен в 1965).
Да, бывали времена, когда в Большом театре спокойно шла опера английского композитора Бриттена, декорации делал сам Бенуа, дирижировал Геннадий Рождественский, спектакль ставил Борис Покровский, и никакой законодательный орган СССР не выражал возмущения странностями сюжета (там царица эльфов Титания пылает любовью к... ослу!) и особенностями личной жизни композитора.
Декорации и костюмы вышли невероятно красивыми.
Насколько я поняла по аннотациям, картины, выполненные гуашью, принадлежат музею Большого театра. Возможно, они находятся в квартире Рихтера по договоренности (вариант: на выставке, но я не удосужилась спросить и уточнить).
Все три - за стеклом, оно бликует, и вторую сфотографировать сблизи вообще невозможно (два рояля - не подойдешь).
А почему я приняла их за фотографии Хаббла?..
Две крайние очень уж точно воспроизводят спиральные галактики, знакомые любому поклоннику астрономии и космоса.
Конечно, точность не абсолютная, но впечатление, будто художник имел в виду именно это.
И третья по расположению картина - тоже спиральная галактика. Разве что украшенная цветочками.
Например...
Творчество Николая Бенуа действительно соприкасалось с "русским космизмом". Но то, что это отразилось на его поздних декорациях к опере "Сон в летнюю ночь" (Шекспир, Бриттен и спиральные галактики!), я никогда не подозревала.
Так порой сходятся в одном времени и пространстве вещи настолько разные, что никому бы не пришло в голову, будто между ними есть нечто общее. Собственно, в моей космоопере сплошь и рядом происходит нечто подобное, и сама жизнь подсказывает, что все времена и пространства - это смежные рукава одной воображаемой спиральной галактики.
Читайте "Хранительницу" на Литрес и на Литмаркете; помогайте автору лайками и комментариями.