Сегодня днем я смотрела какой-то фильм о советских школьниках. Какой, не знаю, раньше его не видела. Возможно он и снят совсем недавно, но фильм – черно-белый, не цветной.
И мне почему-то вспомнилось кое-что из прошлого в моей жизни.
Я жила в Перми, работала на заводе и часто приезжала к маме в Боровск. Идем мы однажды во время такого приезда с кем-то из моих подружек по Боровску, а навстречу нам идет очень известная у нас в то время директор школы, Заслуженный учитель РСФСР Ольга Федотовна.
Увидев нас, она искренне обрадовалась и стала расспрашивать, кто мы теперь, где и чем занимаемся.
– Ну, а ты, Эмма, что закончила? Где работаешь?
– Я работаю на заводе в Перми. После школы нигде не училась.
– Эх, ты – отличница! С укором сказала мне Ольга Федотовна и пошла дальше по своим делам.
Невозможно забыть эту ее фразу!
Ведь отличницей-то я никогда и не была, но у некоторых учителей было такое мнение, что я просто обязана была стать отличницей и окончить школу с медалью.
И вот, когда я вернулась в Пермь, то решила все-таки попробовать поступить в университет. Хорошо помню, что сдавать надо было две математики (устная и письменная), русский язык (сочинение) и географию. Я собралась на экономический факультет.
И еще я прекрасно помню, как сдавала математику устно.
Мы – абитуриенты ПГУ, столпились перед дверью аудитории, где шел прием нашего экзамена.
Кто из ребят начал выяснять, есть ли здесь люди, умеющие решать всякие там задачи и уравнения. Я отозвалась, сказала, что я могу. Меня попросили что-то там объяснить и я с удовольствием стала объяснять пацанам то, что они спрашивали.
Вдруг ко мне подходит какой-то серьезный парень, берет меня под локоток и уводит в сторону от толпы поступающих.
Он протягивает мне бумажку, на которой написано что-то, и спрашивает: «Решить сможешь?» Я, конечно же, решила.
Тогда он подводит меня к двери, приоткрывает дверь в аудиторию, показывает мне какого-то, сидящего там парня, и говорит: «Передай ему это». И протягивает мне тот листочек, что я только что ему отдала.
Я категорически отказалась, сказала, что не смогу и не буду передавать никому эту бумажку! Парень начал меня уговаривать, объяснял, как это важно для него и того его друга. Говорил он запальчиво и красиво, и я сдалась.
Он предложил мне взять листочек в правую руку, пройти мимо стола, где сидел парень и быстро, не останавливаясь, незаметно положить ему эту шпаргалку.
Я, та еще артистка, решилась все-таки на сие мероприятия. Захожу в аудиторию, прохожу мимо показанного мне товарища, кладу ему шпаргалку на стол, не поворачивая головы, и иду к столу преподавателя.
Взяла билет, прошла куда-то, села.
Вижу, что преподаватель подошел к тому парню, взял у него бумажку, которую я только что там оставила.
Затем он подошел ко мне и попросил меня пересесть за первый стол.
Это было ужасно! В голове у меня что-то заколобродило, мне стало страшно. Но экзамен-то надо сдавать!
Я рассмотрела свой билет. Первый и второй вопросы никаких переживаний не вызвали. А вот третий?!..
- Вы знаете? - обратилась я к преподавателю. – Я не помню формулу для решения этой задачи!
- Так в чем дело? Вы – свободны.
- Но я смогу эту формулу вывести.
- Пожалуйста, выводите.
- Но мне для этого понадобится много времени и много бумаги.
Преподаватель с недоумением посмотрел на меня и принес мне несколько проштампованных листков бумаги.
И я начала творить. Вернее, вытворять. Перед экзаменом я, к сожалению, не успела прочитать учебник по тригонометрии.
Мне кажется, я помню, что наш учебник по тригонометрии начинался с какой-то леммы. И вот ее-то я отлично выучила и понимала.
С нее и начала.
Сделала необходимые расчеты и начала выводить формулу, необходимую мне для решения задачи. Тому, кто хоть немного понимает или понимал в математике, совершенно ясно, что чтобы вывести какую-то формулу, находящуюся далеко не на первых страницах учебника, тем методом, что выбрала я, необходимо вывести все остальные формулы, предшествующие ей.
Вот и началась: синус, косинус и т.д. Я, конечно же, не помню уже, что я там выводила и как. Помню только, что я зашла в тупик и с непониманием смотрела на полученный мной результат. Формула никакая в нем не просматривалась.
Преподаватель пару раз подходил ко мне и смотрел, что я там пишу. Сейчас, видя, что я ничего уже не пишу и только тупо смотрю на написанное, он подошел, посмотрел на мой листик, взял у меня ручку, исправил в каком-то месте минус на плюс. И ушел.
Как оказалось, я, раскрывая скобки, у одного числа не поменяла знак на противоположный!
Выдох облегчения! Быстренько решила задачу и пошла сдавать предмет.
Преподаватель молча выслушал мой ответ на первый вопрос, посмотрел решение задачи из 3-го вопроса, и достал тот листик, который я передала парню и спрашивает меня: «Это кто решал?»
- Я – с ужасом отвечаю я.
А на листочке все написано ровным и очень крупным моим почерком.
Он ставит какую-то оценку в ведомость, и в мой экзаменационный лист (кажется, так назывался этот документ), и я в ужасе выхожу в коридор.
- Ну, что? – налетают на меня стоящие в коридоре – Сколько?
- Наверное, трояк! – отвечаю я и смотрю в свой лист.
Там размашистым почерком написано: «Отлично»
P.S. Я уверена, что и у вас были интересные моменты в студенческие годы. Поделитесь ими в комментариях. Это не может быть не интересно, посмеемся вместе. Или слегка взгрустнем, зависит от вашего рассказа.