Найти в Дзене

Повести о любви в советских женских журналах

фото журналов
фото журналов

Книги о любви были популярны во все времена. В настоящее время литературы в этом жанре существует бесконечное множество на любой вкус, начиная от классиков до самиздата. Тема эта бесконечно велика и разнообразна. Но мне хочется окунуться в советское прошлое и обратиться к такому изданию, как журнал «Работница». Почему именно к нему? Потому что мы выписывали его домой многие годы и там публиковали в каждом номере повести о любви. Сами журналы не сохранились, а вот странички некоторых повестей я оставила на память, так как уж очень мне нравились эти произведению.

вот они, странички из прошлого
вот они, странички из прошлого

Делюсь с вами, так как считаю, что эти произведения интересны и сегодня. Я даже отыскала эти повести в цифровом виде. Прошу внимания!

Валерия Перуанская «Неделя в августе»

Валерия Викторовна Перуанская (1920—2011) — писательница и журналист. С 1968 года – член Союза писателей СССР. Повести и очерки Валерии Перуанской печатались журналах «Неман», «Москва», «Смена», «Работница», «Дружба народов».

Алена, девушка лет двадцати, работает проводником на поезде и чувствует себя обиженной жизнью: дома ее ждет тетка отца, Вера Петровна, Алена живет с ней с восьми лет, после смерти мамы; у отца новая семья. Близких подруг у девушки нет, с одноклассниками общение прервалось - все поступили в институты, техникумы, а Алена не определилась с профессией и оказалась в проводниках.

иллюстрация к повести
иллюстрация к повести

У нее есть парень Вадим, но девушка не понимает, любит ли его и вообще, существует ли любовь? Однажды в рабочей поездке «Гагры – Москва» она встречается в поезде с одноклассником Володькой Гладышевым. Алена умудрилась нагрубить ему и его другу, да вдобавок ко всему, в конце поездки заболела. А Вадим не встретил и не позвонил… И вот, лежа дома в постели, игнорируя недовольные вздохи Веры Петровны, Алена услышала, как та отвечает кому-то по телефону: «Заболела она». Но девушка в беспокойстве крикнула, что подойдет, оказалось - звонит Володька Гладышев. Парень извинился, что в поезде наговорил ей гадостей и объявил, что сейчас «они придут». «Кто они?»,- возмущается и пугается Алена, оглядывая себя в зеркале прихожей. «Узнаешь!» - загадочно отвечает Володька…

иллюстрация к повести
иллюстрация к повести

Обыкновенная жизнь, обычные люди, с их заботами и мечтами, но в этой простоте такое очарование, что прочитав эту повесть в юности, помню до сих пор и жалею выбросить эти потрепанные странички.

Прочитать можно здесь и здесь (архив журнала «Работница».- 1981 г.- №5-6).

Беляев Женский триумф ( «Триумф по-женски)

Лилия Ивановна Беляева – прозаик, публицист, член Союза писателей России. Основные произведения: "Семь лет не в счёт", "Роман с экс-чемпионом", "Квартира с видом на море", "Бессонница", романы "Скандалистка", "Несыгранная роль", "Если хотите посмеяться", "Очарование вчерашнего дня". Некоторые ее книги переведены на польский, немецкий, чешский, венгерский, словацкий и болгарский языки.

В рассказе «Триумф по-женски» на нескольких страницах предстает образ, как тогда говорили – простой советской женщины. Сейчас эти слова часто звучат с иронией. Но независимо от того «советская» эта женщина или нет, ситуация, описанная в рассказе, вполне может случится и наши дни.

иллюстрация к рассказу
иллюстрация к рассказу

Рассказ ведется от лица героини. Писательница даже не дала ей имени. Просто - она, женщина, любящая свой маленький южный город на берегу моря. Все события происходят в течение одного дня.

После работы … она бежит по магазинам, в кулинарию, варит, жарит, кормит всех троих, распределяет вечерние обязанности, пускает в ванной воду на замоченное с утра белье. И между делом спрашивает у Алешки, с кем подрался, откуда синяк, объясняет, какой общественный резонанс получают грязные уши, мятый бант: «Это уже к тебе относится, Анастасия!»- и наоборот, чистые уши, обстриженные ногти, глаженый бант, вынесенное по собственной инициативе ведро с мусором. Николай домывает посуду, надевает белую рубашку, с приятным шорохом расклеивая крахмальные складки. Он идет на танцы в пансионат «Голубая волна.
- Коль, ты уж смотри там...
- Опять, ма... Ты погляди, погляди!- Он сжимает кулак и с усилием пригибает к плечу. Бицепс встает бугром.
- И пожалей тех хулиганов, которые решатся полезть. Пожалела? Ну и молодец! Чмокает ее в макушку и пропадает за дверью.

Она не может лечь спать, пока старший сын не придет домой. И штопая Туськины колготки, вспоминает события дня, с того момента как прибежала на пляж, в первый по-настоящему теплый день. Молодежь, расположившаяся на песке, до какого-то момента не обращала на нее никакого внимания, а потом парень в темных очках сказал: «Тетенька, подвиньте вещички». «Тетенька?!», - женщина возмущена. Им по восемнадцать-двадцать лет. А ей … не шестьдесят, ей сорок и выглядит она в свои сорок как надо! В голубом купальнике, стройная и с яркими рыжими кудрями ( плевать, что усиленными лондатоном).

Она стоит, как стояла, «руки в боки», как говаривал учитель физкультуры. Она уверена в себе вопреки очевидному. Она знает: ждать остается недолго. Вот сейчас, сейчас, в ближайшие минуточки, она задаст всем этим беспечным юным, самовлюбленным дикарям! Они свое получат! Небольшой такой, нечаянный урок…
Робеть и смущаться своего возраста - только это и обязана она испытывать в их присутствии? Завидовать их юности и восторгаться их юностью? Пожалуйста! Завидуйте, робейте, восторгайтесь, если вам это нравится! Если вам от этого одно сплошное удовольствие! А она не хочет! Не желает! И не будет!

А дальше будет кульминация рассказа, за который я и полюбила эту довольно простую историю. Судьба женщины на трех журнальных страницах. Напечатана в далеких 80-х. А помнится до сих пор.

Прочитать можно здесь.

Борис Васильев «Рослик пропал»

Борис Львович Васильев - русский советский писатель и сценарист, лауреат Государственной Премии СССР и Премии Президента Российской Федерации . Его произведения «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «Не стреляйте белых лебедей» и другие вошли в золотой фонд российской литературы.

Борис Васильев, известен более, как автор произведений о Великой Отечественной войне, но он не стеснялся писать для журнала «Работница». Главный герой повести - Сергей Степанович Ткаченко, один из руководителей в неком учреждении, Главке. Он, сделавший великолепную для детдомовца карьеру, не спешит вечером домой, чем вызывает недовольство сотрудников, хотя уважаем и даже интересен женской половине Главка. Сергей Степанович сидел в кресле и думал о своем сыне Руслане. Парню 19 лет, а он не радует отца. Не скажешь, что маменькин сынок, но одни проблемы. Не стал он другом отцу. А о жене даже думать не хочется. Тогда, в молодости, уже через месяц после женитьбы на Нике, Сергей понял, что это не он выбрал молчальницу и скромницу жену, а его поймали на крючок. Но разводиться Ткаченко не стал: ушел весь в работу и сделал отличную карьеру. Квартира, машина, влиятельные друзья. Все как надо! Все как и задумывалось! Вот только домой не хочется, совсем, особенно в последнее время. Поэтому он и согласился на эту командировку в Свердловск. Прилетев на предприятие во второй половине дня, да еще с учетом местного времени, Сергей Степанович не успел посмотреть завод. Местное начальство пообещало ему на завтра толкового сотрудника, который покажет и завод, а заодно и город. За пятнадцать минуты до назначенного времени в служебной квартире, куда поселили Сергея Степановича раздался звонок, и он с недовольной физиономией (приходить надо в точно назначенное время !) пошел открывать дверь … и пропал.

- Доброе утро, Сергей Степанович. Я Елена Ивановна Круглова, ваш временный помощник, гид и секретарь.
Он не рискнул признать ее красавицей ни в тот момент, ни позже. Потому что женская красота может быть либо абсолютной, то есть для всех, либо относительной, то есть для избранного. И, еще ничего не осознав, Сергей Степанович ощутил себя этим избранным, впился взглядом в серые глаза, не желая ничего более видеть, долго, неприлично долго смотрел в них, а опомнившись, сказал растерянно:
- Хотите кофе?

А дальше будет жизнь. И герои, в конечном итоге, сделают свой выбор, в предложенных писателем обстоятельствах.

иллюстрация к повести
иллюстрация к повести
  1. Прочесть можно здесь, здесь и здесь (архив журнала «Работница».- 1986 г.- №№8,9,10.

А у Вас были любимые журналы? Читали там художественные произведения?