Защита продукта — важный этап работы. Без грамотной презентации не получится отстоять идеи перед командой и стейкхолдерами (инвесторами или руководителями), следовательно, не удастся приступить к работе.
То есть умение защищать продукт важно только для того, чтобы получить добро на запуск? Это так, но лишь отчасти. Успех любого продукта зависит от слаженности работы команды. Если ее члены не будут понимать идею и полезность проекта, разработка будет скомканной, а конечный результат — ниже всех ожиданий. Для донесения идей важна грамотная защита (презентация), поэтому этот навык очень важен.
Этапы подготовки к защите проекта:
Чтобы успешно защитить свой проект, нужно пройти несколько этапов.
Этап 1. Ответьте на вопрос, чего хочет заказчик.
На первом этапе нужно понять, чего хочет стейкхолдер, какие вопросы его интересуют и т.п. Это одна из важнейших стадий защиты, так как без одобрения руководства или инвестора вы сможете заняться реализацией продукта.
Стейкхолдеры ставят перед собой один вопрос — «стоит ли инвестировать в проект?». Любое лицо, принимающее решения, будь то руководитель компании или инвестор, хочет понять, нужно ли тратить деньги на продукт.
Чтобы стейкхолдер в своей голове положительно ответил на этот вопрос, опишите ему идею со всех сторон. Она должна показаться ему интересной и перспективной.
Дайте подробную информацию о рынке, на котором будет работать продукт. Больше всего инвестора или руководителя интересует его потенциальный объем. Вряд ли стейкхолдер согласится тратить время и ресурсы на проект, рынок которого обеспечит несколько сотен клиентов и минимальную прибыль.
Некоторые оценивают команду: из каких специалистов она состоит, чем они известны и т.п. Если лицо, принимающее решение, будет уверено в профессионализме коллектива, то качество и перспективность идеи могут уйти на второй план. Стейкхолдер будет уверен, что эти ребята выйдут даже из проигрышной ситуации победителями.
Этап 2. Проработайте проект.
Второй этап — самый кропотливый и в большинстве случаев долгий. Вы должны собрать все возможные цифровые данные о рынке, перспективах продукта и т.п. Не забывайте, стейкхолдеры любят убедительные цифры. Значительная часть успеха зависит от качества работы на этом этапе.
Сбор данных.
Сбор данных можно разбирать на 3 части:
1. Customer Development (выясняем, какие у потребителей есть боли и выдвигаем гипотезу, как мы можем их решить с помощью своего продукта)
2. Анализ рынка и конкурентов.
3. Анализ доступных данных и отзывов.
Стратегические инструменты.
Когда данные собраны, их надо как-то упаковать в единую картинку, чтобы уместить на одном слайде. Вы должны показать, где продукт находится сейчас и какую ценность несет потребителям по сравнению с конкурентами.
Формулирование идеи проекта одной фразой.
Последний рывок — настолько просто и понятно сформулировать основную идею, чтобы ее понял любой человек, даже очень далекий от сферы планируемого бизнеса. Это поможет во время презентации перед стейкхолдерами, так как на нее, как правило, дается очень мало времени. За 5-10 минут нужно донести до них все основные мысли, включая идею продукта.
3. Защитите проект у команды.
Самая длинная фаза — проработка проекта — окончена. Теперь можно презентовать идею стейкхолдерам, но сначала сделайте это перед своей командой (если она уже сформирована).
Этап важен по нескольким причинам:
Помогает понять узкие места. Вы, как создатель идеи, не всегда способны в процессе подготовки рассмотреть ее со всех сторон. Выступление перед командой и активное обсуждение позволит найти узкие (слабые) места, над которыми стоит поработать перед презентацией стейкхолдерам.
Помогает собрать список популярных вопросов. Защита проекта невозможна без вопросов. Любой инвестор или руководитель, вкладывающий свои средства в реализацию нового продукта, чем-то заинтересуется. Если предварительно выступить перед командой, можно собрать список самых популярных вопросов и потренироваться давать на них исчерпывающие ответы. Это убедит лиц, принимающих решения, согласиться на начало реализации проекта.
Создает вовлеченность. Вовлеченность — важная составляющая в создании любого продукта. Презентацией вы сразу заинтересуете команду проектом, они будут готовы в любой момент приступить к работе.
Презентуйте продукт команде за 2-3 дня до встречи со стейкхолдерами. Этого запаса хватит, чтобы исправить неточности, поработать над узкими местами при необходимости и подготовить ответы на популярные вопросы.
Этап 4. Защитите проект у заказчика.
За 1-2 дня перед встречей с руководством или инвесторами посоветуйтесь с кем-нибудь, кто будет присутствовать на презентации (если их несколько). Некоторые охотно идут навстречу: рассказывают, что их интересует больше всего, на какие вопросы хотят получить ответы и т.п. Это поможет лучше подготовиться к защите проекта.
Очень важно на встрече со стейкхолдерами звучать убедительно. Если вы сами сомневаетесь в идее, опытные инвесторы и руководители быстро поймут это. Они не согласятся вкладывать ресурсы в проект, в котором не уверен сам создатель.
Мы рассказали, как подготовиться к презентации и выступить убедительно. Надеемся, эти советы пригодятся в практической деятельности, а чтобы ещё больше узнать о проджект-менеджменте заполняй заявку на наш проект Start Project: http://bit.ly/Russian_Volunteers