Найти тему
Азбука Вокала

Как вокалисту и оратору убрать зажим гортани раз и навсегда?

Зажим гортани - одна из самых распространенных бед вокалистов. Причем, не только начинающих, но и продвинутых. Мне даже попадались коллеги - педагоги, которые никак не могли с ним у себя справиться, при многих годах вокальной практики!

Как легко избавиться от этой досадной помехи на пути к свободному голосу - читайте в этой статье.

Зажимом гортани называют состояние, при котором во время пения или говорения возникает дискомфорт, боль, напряжение и усталость области шеи. И это не просто дискомфорт - в таком состоянии голос звучит сдавленно, плоско, а главное - быстро устает и садится, появляются сип и хрип.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Если это состояние игнорировать, и продолжать петь и говорить на зажиме, то со временем голос сильно потеряет свои качества, станет грубым и резким. У некоторых людей он и вовсе может пропасть - на долгое время или даже насовсем. И его придется долго, больно и дорого лечить у фониатра.

Откуда берется зажим гортани и как от него избавиться?

Начнём с того, что каждый человек появляется на свет с громким, но при этом свободным голосом. Голос у младенцев никогда не устает и не садится, сколько бы времени они ни плакали и кричали. Обратите особое внимание, это важно: у младенцев никогда не устают голоса. Новорожденные могут устать от долгого плача, но их голос не устает. В понимании этой идеи и содержится ключ к освобождению гортани.

Зажиматься голос начинает как правило в возрасте 3-х - 5-ти лет, когда на громкого ребёнка взрослые бесконечно шикают: «не кричи!», «не шуми!», «не ори»! У ребенка сначала в сознании, а потом в подсознании прописывается идея: «Быть громким - это плохо. Когда я громкий - меня наказывают, отвергают, не любят».

Человек вырастает, забывает об этом процессе, но подсознательно зажимает гортань во время пения и говорения. Подсознание таким образом старается уберечь его от нелюбви и отвержения.

Итак, первое и главное правило: чтобы расслабить гортань, надо внутренне разрешить себе быть громким и мощным. Перепрограммировать старые установки. Говорить себе «мой голос - мощный, громкий и красивый, и это прекрасно».

Постепенно, когда будет возрастать внутренне разрешение проявляться через звук, подсознательное сопротивление будет ослабевать, и со временем исчезнет совсем.

Но это ещё не всё! Бывает, что люди, которые разрешили себе быть громкими, всё равно не могут освободиться от зажима гортани. Здесь уже дело в не в психологии, а в физике процесса.

Голосу, чтобы выйти наружу, нужна точка опоры в нашем теле. Естественным образом эта точка опоры сформирована в области диафрагмы. Её центр находится в солнечном сплетении. Младенец посылает звук наружу из правильной точки, поэтому никогда не устает. Взрослые люди, которым запрещали звучать в детстве, эту точку теряют, и формируют ложную, компенсаторную точку опоры в мышцах гортани (у вокалистов это называется «петь на горле», и это - самый страшный вокальный грех).

Второе правило: нужно вернуть природную точку опоры звука обратно на диафрагму, и тогда гортань освободится автоматически, так как ложная точка опоры будет попросту не нужна.

Я всегда говорю вокалистам: если после занятия у вас побаливает область пресса, а в гортани приятное чувство разогретости - вы всё делаете правильно. Гортань, при правильном подходе, не должна ни уставить, ни тем более болеть - НИКОГДА!!!

Абсолютно никогда!

И еще один важный момент, который мало где проговаривают: обратите внимание на гортанный хрящ. Да-да, тот самый кадык, который у мужчин виден, а у женщин не виден, но работает аналогично. Дело в том, что когда человек расслаблен, кадык находится в немного опущенном состоянии, гортань «раскрыта» и звук идёт свободно. Если человек испытывает стресс и напряжение, кадык автоматически ползёт наверх, пережимая дыхательное горло. Это нужно научится отслеживать и регулировать.

Правило третье: научитесь регуляции нервной системы и никогда не пойте в состоянии стресса. Как только чувствуете стресс - переключайтесь, расслабляйтесь. Человек так устроен, что любой стресс блокирует голос. Вспомните выражения «дар речи потерял», «онемел от страха», «в зобу дыханье спёрло». Они все указывают на связь голоса, дыхания и стресса.

Поэтому - пусть вашим вокальным девизом будет анекдот: «Как вы расслабляетесь? - А я и не напрягаюсь!».

Только когда под руководством педагога проведена вся эта глубокая внутренняя работа, построен фундамент свободного звучания, только тогда можно идти дальше, развиваться в вокале и делать всякие интересные штуки с голосом. Эти же правила на сто процентов работают и для ораторов, лекторов, учителей и блогеров - всем кому требуется много выступать перед публикой.

Звучите и будьте счастливы!

Поддержите меня лайком и подпиской, мне будет очень приятно!

Пишите комментарии, задавайте вопросы по всем вокальным и голосовым темам, с удовольствием отвечу.

Ваша, Азбука Вокала

Для записи на бесплатную индивидуальную диагностику голоса пишите на почту tatish2020@yandex.ru