Вальтер Модель вошел в историю как "мастер обороны". Однако 5 июля 1943 года его войскам предстояло начать одно из крупнейших наступлений в ходе всей Второй мировой войны. Каким же танковым кулаком располагал В. Модель для проламывания советской обороны? В каком состоянии подошли немецкие танковые дивизии к началу боёв на Курской дуге? Почему три танковых корпуса не смогли прорвать оборону Центрального фронта и выйти на оперативный простор?
Давайте попробуем разобраться. В своих изысканиях мы сначала коснёмся вопросов более общих (новая техника и её распределение, военачальники и т.д.), а затем спустимся "этажом ниже" (организация и комплектность частей и соединений). Это позволит нам получить в первом приближении достоверную картину событий лета 1943 года.
И да - настоящая статья является в большей степени размышлением на заданную тему. Приятного чтения!
Часть первая. Новая техника.
Ни для кого не секрет, что гигантская по своим масштабам Курская битва вошла в историю за счёт полноценного дебюта новых немецких танков и штурмовых орудий. Столь милые сердцу любого "железячника" "Тигры", "Пантеры", "Фердинанды" и т.д. летом 1943 года были применены массово и крайне разнообразно. Это даёт возможность судить об эффективности их использования, а также об их месте в структуре немецких вооруженных сил.
Обращаю ваше внимание на тот факт, что В. Модель (как и всякий другой полководец) воевал тем, что дают. Это значит, что он не мог влиять на штатную численность своих частей и соединений. Не зависело от него и восполнение потерь в людях и технике. Что поступило в его 9-ю полевую армию, то и использовал.
ПРИМЕЧАНИЕ: мы не будем касаться табличных характеристик танков и штурмовых орудий. Кому интересно - почитайте книги Максима Коломийца. Они того заслуживают.
"Тигры".
Говоря о новой технике перед началом Курской битвы, все обязательно поминают "Тигров". О них много говорили немцы. О них часто упоминали в советских документах и воспоминаниях. Однако здесь проза жизни вносит свои коррективы.
Немецкая промышленность банально не осилила массовый выпуск этих тяжёлых танков зимой и весной 1943 года. То есть - осилила, но в последний момент.
Как результат немцы получили по одной роте в четырёх панцергренадерских дивизиях:
- "Дас райх",
- "Гроссдойчланд",
- "Тотенкопф",
- "Лейбштандарт Адольф Гитлер".
Итого: 57 Pz-VI россыпью.
А ещё к наступлению на Курской дуги привлекли три тяжёлых танковых батальона.
- 502-й батальон - 14 танков,
- 503-й батальон - 45 танков,
- 505-й батальон - 31 танк
Итого: 90 машин в составе частей качественного усиления.
Из всего этого многообразия Вальтеру Моделю достался только 505-й батальон. 31 "Тигр" в строю на 5 июля 1943 года. Мы, конечно, знаем, что еще одна рота подъедет через трое суток, но к тому моменту в успехе операции будут сомневаться уже сами немцы.
Краткое резюме: немцы не смогли вовремя поставить в войска нужное количество танков "Тигр" (это видно по некомплектности танковых батальонов). Если говорить о применении 505-го батальона на северном фасе Курской дуги, то, возможно, стоило его поротно придать танковым дивизиям и успокоиться? Во всяком случае, в полосе наступления 9-й полевой армии "тигриный" батальон погоды не сделал, хотя и отметился в паре ярких боевых эпизодов.
"Пантеры".
Мы сразу оговоримся здесь, что "Пантер" у В. Моделя не было совсем. Мы это знаем. Но для дальнейшего повествования их нужно всё-таки обозначить.
Итак, тяжёлый танк "Пантера". Да, он тяжёлый! Не верите? Сравните массы:
- средний танк Т-34 - 26,5 тонн,
- тяжёлый танк КВ-1 - 47,5 тонн,
- тяжёлый танк "Пантера" - 44,8 тонн.
Просто танк "Тигр" и штурмовое орудие "Фердинанд" корректнее относить к сверхтяжелым машинам.
Так вот "Пантеры" немцы свели в одну танковую бригаду:
- 8 танков в управлении бригады,
- 51-й танковый батальон - 96 танков,
- 52-й танковый батальон - 96 танков.
По поводу этого "великолепного" управленческого решения не высказывался только ленивый. Действительно: запихнуть 200 танков на передок без собственных панцергренадеров, саперов, артиллеристов - это прямо на 5 баллов. После этого можно сколько угодно петь дифирамбы Г. Гудериану, но здесь имеет место именно его ошибка. Он был генерал-инспектором бронетанковых войск. Именно он должен был обеспечить более эффективное использование новой техники.
Вместо этого "быстрый Гейнц" больше собачился с командующими войсками.
"Фердинанды"
А вот их-то у В. Моделя было много. Точнее сказать - все, имевшиеся у фатерлянда.
- 653-й противотанковый дивизион - 45 машин,
- 654-й противотанковый дивизион - 44 машины.
Цифра по боеготовым машинам плавает, но не опускается ниже 83 штурмовых орудий.
И вот этот инструмент был единственным реальным "козырем" в руках командующего 9-й полевой армией. Толстобронные штурмовые орудия, способные с расстояния в полтора километра "вынести" любую цель на поле боя, это серьёзный аргумент.
Однако и здесь не обошлось без скромного подвоха от Г. Гудериана. Как же он страдал в своих воспоминаниях от того, что на "Фердинандах" не было пулеметов. Там целая драма развернулась на эту тему. Рекомендуем почитать, не пожалеете. Вот только за всеми этими перипетиями автор мемуаров забыл рассказать о вещах более прозаических. Например, о том как он - Гудериан! (а кто же ещё?) - придумал свести здоровенные самоходки в два батальона и использовать их вместе. А это дало просто феерические результаты:
- Во-первых, в бой они пошли как танки (и на балансе 9-й армии стояли именно как танки),
- во-вторых, своих пехоты, саперов, связистов, артиллеристов эти батальоны не имели,
- в-третьих, никому и в голову не пришло задаться простым вопросом: а что будет, если почти сотня этих 65-тонных "утюгов" заедет на минное поле? Это и произошло в районе посёлка 1-Мая в ходе боёв.
Краткое резюме по первой части
У вермахта не было опыта использования крупных масс тяжелых и сверхтяжелых танков и самоходок в крупных операциях. Ранее "Тигры" и "Фердинанды" мелькали на фронте в количестве двух-трех десятков штук, создавая скорее психологический эффект, но не принося реальной пользы. К исключениям тут можно отнести только Харьков февраля-марта 1943 года.
Кроме того стоит учитывать также и срыв сроков производства новой техники промышленностью. Особенно неудовлетворительной выглядит здесь картина с поставками "Тигров".
В этих условиях особое значение приобрел вопрос грамотного использования имеющихся ресурсов. Многие специалисты сегодня вполне резонно указывают на то, что немцам следовало сосредоточиться на производстве танков Pz-IV, которые по своим характеристикам вполне соответствовали требованиям середины войны. Их можно было сделать заметно больше, чем тяжёлых машин. Это позволило бы возместить нехватку бронетехники в танковых дивизиях.
Вместо этого ставку сделали на тяжелые танки и самоходки. Изначально спорное, с точки зрения концепции, решение усугублялось ещё и отвратительным применением новой техники на поле боя. Батальоны "Пантер" отправились в бой, ведомые майорами. При этом танков в них было больше, чем в танковых дивизиях. "Фердинанды" в наступлении тоже не блистали. Понятно, что их броню пробивали с трудом, а Т-34 им были не конкурентами. Но вот ведь закавыка: штурмовое орудие и на мине может подорваться и под сосредоточенный огонь нескольких противотанковых пушек может попасть.
И вот здесь берлинские начальники натуральным образом подставили В. Моделя и Э. фон Манштейна. Командующие не имели опыта применения новой бронетехники в больших формациях, а значит - они не могли противиться откровенно странным приказам из столицы. Поэтому им сначала пришлось работать строго "по инструкции". А уже затем, после набивания шишек, начинать импровизировать. Уже 15 июля (через 10 дней после начала наступления) Вальтер Модель станет использовать "Фердинанды" поротно. То есть всего за неделю от попыток лихих лобовых атак (привет Гудериану) силами в 40-80 машин отошли в сторону точечного усиления проблемных участков 5-15 машинами. И впоследствии за всю войну "Фердинанды" никто не пытался использовать "одной волной".
Продолжение следует
***
Читаем по теме:
Автор: М. Коломиец.
Книга: «Тигры» на Огненной Дуге.
Автор: Anders Frankson, Niklas Zetterling
Книга: Kursk 1943: A Statistical Analysis