Найти тему

Рафик ни в чём не виноват: почему ЕРАЗ-762 стал самой плохой машиной в истории СССР и где ещё можно увидеть чудо армянского автопрома?

"Легендарная машина!" - засмеялся пожилой армянин, когда увидел что я с интересом изучаю его фургон ЕРАЗ-762 в Ереване.
"Ломучая же до жути..." - парировал я
"Ломучая не то слово! У меня знаешь их сколько во дворе стоит? Три штуки! Чтобы из трёх хоть один рабочий собрать..."

Ераз-762 на улицах Еревана
Ераз-762 на улицах Еревана

И это вообще не шутка и не городская легенда. По воспоминаниям покупателей очень часто ЕРАЗы сходили с конвейера Ереванского автомобильного завода...уже сломанными. Ну не прикрутили там где-то что-то, не досмотрели, шланг не вставили. Ну это же мелочи жизни, дотолкаешь пепелац до ближайшего СТО, а там добрый и улыбчивый армянин тебе за небольшую денюжку всё наладит.

ЕРАЗ часто переоборудуют в кофе-точки
ЕРАЗ часто переоборудуют в кофе-точки

Но ненадолго. Ведь ЕРАЗ и надолго - это вещи несовместимые.

А начиналось всё вроде бы совсем неплохо: за основу был взят латвийский РАФ-977Д. Это был неплохой микроавтобусик, конструктивно уже устаревший, но вполне надёжный. Но было два больших "Но": во-первых контроль качества на РАФе был куда выше, чем на ЕРАЗе, а во-вторых РАФ-977Д изначально разрабатывался как микроавтобус, поэтому кузов у него был с отверстиями под окна. В итоге эти отверстия заменили на выштамповки по бокам кузова, но это сильно ухудшило жесткость кузова. В общем, ЕРАЗ-762 не задался с самого начала.

На эмблеме ЕРАЗа - гора Арарат
На эмблеме ЕРАЗа - гора Арарат

ЕРАЗ-762 пытались модифицировать, что-то менять, но хоть убейся - машина славилась своим отвратительным качеством. Тот случай, когда меняй - не меняй - всё равно всё плохо, потому что "место проклятое". Ходили даже слухи о том, что для своих на заводе собирают машины нормально, а то что идёт на экспорт в другие республики - делается через пень-колоду. Не знаю, насколько это правда - за что купил, за то и продаю.

умирающий ЕРАЗик где-то в горах Армении
умирающий ЕРАЗик где-то в горах Армении

Тем не менее руководство завода всерьёз пыталось разработать преемника 762 модели. Но есть нюанс - разработка ЕРАЗ-3730 началась еще в конце 1960-х годов, и на тот момент этот автомобиль выглядел весьма современно. А теперь хороший армянский анекдот: знаете сколько его разрабатывали, при этом ничего толком кардинально не меняя? 25 с лишним лет! В серию ЕРАЗ-3730 пошёл в 1995 году, когду уже никому нафиг был не нужен - гораздо проще было привезти из Европы поддержанный Форд Транзит.

В Армении была даже почтовая марка с 762-м!
В Армении была даже почтовая марка с 762-м!

В итоге произвели на белый свет какую-то жалкую партию новых ЕРАЗов и я, честно говоря, даже не представлял, что однажды встречу этого динозавра на дорогах. Однако, в Ереване случилось чудо и он попался мне на глаза. Правда, в совершенно нерабочем состоянии. ЕРАЗ - это стабильность. Не ездил, не ездит и ездить не будет.

-6

Ну а печально знаменитую модель ЕРАЗ-762 встретить на дорогах сейчас практически невозможно: несмотря на то, что он производился до 1996 года - до наших дней они дожить практически не смогли, а в музеи их особо никто не брал, по причине низкой исторической ценности. Тем не менее, я всё-таки встретил один экземпляр в Минском музее общественного транспорта осенью этого года. Стоит и радует всех своей хитрой мордой.

-7

А вы когда-нибудь слышали про эти машины или может даже ездили на них?