Официальные денежные выпуски северных республиканских провинций: мелкие банкноты Астурии и Леона. Хихон. Эмиссия Банка Испании от 5 ноября 1936 года и сентября 1937.
В Астурии только полковник Аранда (командующий вооруженными силами региона, базирующимися в Овьедо) решил принять участие в перевороте. Гарнизон и Гражданская гвардия защищали город от республиканских захватчиков. 17 октября 1936 года Овьедо был освобожден Галисийской бригадой и включен в национальную зону. Остальная часть провинции Астурия была верна республике. В Сама-де-Лангрео был создан так называемый «Провинциальный комитет Астурии», который возглавил депутат-социалист Белармино Томас. В конце августа Военный комитет переехал в Хихон. 29 сентября Томас был назначен центральным правительством гражданским губернатором.
Поначалу республиканские ополченцы намеревались защитить Леон и северные части провинции с помощью южного фронта, с линией от Вильяблино, идущей на север через Ла-Роблу за Рианьо, оставляя города к северу от Леона под контролем республиканского правительства.
Денежное обеспечение региона было сильно затруднено, поскольку он (регион) был почти полностью закрыт. В Галисии и на юге провинции Леон доминировали национальные войска, а море контролировалось крейсером «Альмиранте Сервера». Кроме того, запасы банкнот находились в Овьедо, который теперь находился в руках франкистов.
Чтобы решить проблему нехватки средств, провинциальный совет Астурии и Леона издал указ от 24 октября 1936 года, подписанный генерал-губернатором Белармино Томасом и генеральным директором по финансам Рафаэлем Фернандесом. В результате чего частные банки были распущены, их активы конфискованы и переданы недавно созданной структуре «Caja Central de Depósitos». Данная структура должна была контролировать и направлять финансовую систему провинции. Совет директоров фонда состоял из десяти представителей. Пятеро были связаны с союзом банкиров, двое с промышленными союзами и по одному с профсоюзом и союзом сельскохозяйственных рабочих. Десятым был (он же и председательствовал) «министр финансов» Фернандес. Структура была уполномочена выдавать банкноты на предъявителя номиналами 5, 10, 25, 50 и 100 песет от имени Banco de España, аналогично условиям, изложенным в декрете правительства Эузкади от 16 апреля 1937 года.
Решение Совета директоров было опубликовано в газете «Эль Нороэсте» 25 октября, а накануне, в радиообращении, Фернандес объявил о выпуске вышеозначенных банкнот, которые он назвал «бонос» (облигации). Обеспечением эмиссии послужили счета в частных банках в размере 18.002.201 песеты, конфискованные у Banco de España в Хихоне. 8 ноября 1936 года, газета «Эль Нороэсте» сообщила, что банкноты будут введены в обращение 10 числа того же месяца. Купюры были с большими надписями «EL BANCO DE ESPAÑA» и с чуть меньшим наименованием «GIJÓN» ниже. Дата выпуска, 5 ноября 1936 года, была проштампована вручную фиолетовыми чернилами «5 NOV». В качестве эмитента была указана недавно образованная структура «Caja de Depósitos». Внизу купюр рукописная подпись. Всего имеется 28 вариантов подписей: десять от бывших сотрудников Banco Español de Crédito, шесть от Banco Minero Industrial, пять от Banco de Gijon, три от Banco de Bilbao, одна от государственного чиновника из Delegado de Hacienda del Gobierno в Хихоне, а также от Consejero de Hacienda del Consejo de Asturias (министр финансов) Рафаэля Фернандеса, и еще две подписи от пока неизвестных лиц.
Так как купюры имеют стандартный размер (примерно 123 х 80 мм), и только два самых высоких номинала выпущены немного большего размера (примерно 130 х 90 мм), то на них, чтобы помочь неграмотным различать номиналы, были напечатаны диагональные полосы разных цветов. Коричневая полоса означала 5 песет, зеленая полоса -10 песет, синяя полоса - 25 песет, желтая полоса - 50 и 100 песет отмечались красной полосой. Купюры печатались с купоном с левой стороны. Перед выпуском в обращение, на лицевых сторонах банкнот ставилась печать Банка Испании, Хихон, фиолетового или синего цветов, а затем купон отрезался вручную, так что на купюре всегда оставалась только часть печати (а вторая часть находилась на отрезанном купоне).
Как и в случае с первым выпуском Бильбао, двухстрочное подтверждение Национального банка можно найти на оборотной стороне: «Tiene fundos, / BANCO DE ESPAÑA, GIJÓN». Первые банкноты, со штампом «El Cajero del Banco de España GIJÓN», были собственноручно подписаны кассиром отделения Д. Мануэлем Камаэро Руисом; ниже, - печать филиала. Позже рукописная подпись была заменена на факсимильный штамп, с надписью «Manual Camarero» а чуть позже сокращен до «M Camarero». Эти надпечатки бывают фиолетовыми, синими или красными. Помимо этого, банкноты были подписаны от руки рядовыми банковскими служащими.
23 декабря 1936 года правительство Республики учредило Провинциальный совет Астурии и Леона, который немедленно принял решение заменить бумажные деньги на новые. Общий тираж должен был быть увеличен до 60 миллионов и гарантирован Хихонским отделением Banco de España. Конфискованные средства должны были быть возвращены частным банкам, чтобы они смогли возобновить свою работу. Совет постановил, что депозитный фонд не способен обеспечить денежно-кредитную систему провинции.
В январе 1937 года читатели газеты «Аванс» узнали, что новые монеты и банкноты будут введены в обращение в начале февраля. Газета подчеркивала качество бумаги и дизайн будущих банкнот. Херман Орасио Роблес использовал в своих проектах астурийские мотивы из горнодобывающей промышленности, рыболовства, ландшафта и города. А ассоциация графических искусств Хихона (El Control de Litografia del Sindicato Único del Ramo de las Artes Gráficas de Gijón) сделала упор на защиту от подделки.
14 января 1937 года, центральное правительство Валенсии запретило выпуск экстренных денег и распорядилось об их изъятии, так что запланированный новый выпуск банкнот в Астурии был отложен. Тем не менее, 6 февраля в газете «Аванс» появилась фотография оборотной стороны банкноты номиналом 100 песет, еще не пронумерованной, которая, как предполагалось, должна была быть выпущена 8 или 9 февраля. Дополнительные номиналы в 5, 10, 25 и 50 песет с «аллегориями богатства региона» планировались к выпуску 15 дней спустя. Газета также указала, что эти «банкноты» предназначаются для замены сильно изношенных банкнот эмиссии от 5 ноября 1936 года. В статье подчеркивалось, что новые банкноты обеспечены драгметом и что их выпуск предназначен исключительно для решения проблемы нехватки бумажных денег.
Из этой линейки банкнот известны 50 и 100 песет, которые были напечатаны разными цветами; однако только односторонний «пруфы» 25 песет с изображением шахтеров, сохранились в большом количестве и доступны коллекционерам.
9 февраля провинциальный совет сообщил, что объявленные банкноты не будут выпущены, поскольку достаточно официальных банкнот Banco de España, а векселя, выпущенные Caja Central de Depositos, будут постепенно изъяты из обращения. В то же время отделение Центрального банка в Хихоне объявило, что не разрешает новые эмиссии векселей Caja Central de Deposito, поскольку их выпуск уже достиг 44.630.000 песет.
После постановления провинциального совета от 13 февраля 1937 года частным банкам было разрешено возобновить работу 15-го числа, и конфискованные 18.002.297 песет (и даже 7 сентаво) были возвращены (разморожены). Согласно 4му разделу регламента, перед частными банками была поставлена задача в течение следующих 30 дней проштамповать все предъявленные «вспомогательные банкноты» на сумму 200 песет и обменять оставшиеся деньги на обычные банкноты.
Теперь к обращению допускались только банкноты с трехстрочным прямоугольным штампом размером 7,5 на 2,5 мм фиолетового, синего, черного или красного цветов. была увеличена возможность обращения: «CONSEJERIA DE HACIENDA / VENCIMIENTO PRORROGADO / MARZO de 1937 и номер»
Самый высокий известный номер - 55.
Поскольку Хихон был отрезан от Мадрида, в город поступало лишь небольшое количество обычных банкнот, поэтому даже не проштампованные банкноты продолжали поступать в обращение после 31 марта, и срок их проштамповки был продлен. Однако министерство подтвердило, что банкноты без штампов будут приниматься только до 8 апреля. 29 апреля в прессе появилось заявление секретаря министра финансов Джуна Чима прессе, что жители отдаленных районов, которые не знали о маркировке банкнот, могут и дальше пользоваться банкнотами без печатей, а казначейство уполномочивает филиал в Хихоне самостоятельно решать, когда следует отозвать «вспомогательные банкноты».
Обычно, в коллекциях можно найти только штампованные купюры; - в те времена никто не хотел рисковать потерей денег. Чаще всего купюры от 5 ноября 1936 имеют очень плохую сохранность. А поскольку края некоторых экземпляров часто обрезают, чтобы имитировать лучшую сохранность, рекомендуется обращать внимание на размеры банкнот при их приобретении. Особенно сильно износу подвергались 5 и 10 песет, которые в основном использовались для выплаты жалованья войскам. Все купюры редки, особенно это касается 5 песет. Этот факт отражается на цене даже ветхих банкнот.
Новая банкнота достоинством 100 песет (эмиссия сентября 1937 года), о которой было объявлено еще в начале года, была выпущена только 7 октября 1937 года. Несмотря на хорошее качество, большая часть населения отвергла эту купюру, поскольку силы Франко неудержимо наступали и не признавали республиканские банкноты. А поскольку Хихон был взят 21 октября, эта банкнота обычно встречается в хорошем состоянии. Ее размер без купона примерно 140 х 83 мм. Использованная белая бумага была произведена в Стране Басков; она также использовалась во второй серии банкнот Бильбао.
На бумаге присутствует водяной знак с изображением самолетов в несколько рядов. Эти купюры были напечатаны Control de Litegrafía в Натахойо-де-Хихон. Общая тираж неизвестен, однако были обнаружены контрольные номера, близкие к 282 000.
Лицевая сторона окаймлена темно-синей рамкой. На левой стороне под гербом Испании изображены гербы Астурии и Леона. Рядом надпись «EL BANCO DE ESPAÑA», под которой написано «GIJÓN». Купюру подписали четыре человека; слева направо: Дон Рафаэль Фернандес в качестве министра финансов, со стороны Банка Испании - Педро Фернандес Гонсалес (в качестве контролера), Ладислао де Арриба в качестве кассира и, наконец, Белармино Томас в качестве генерал-губернатора, в честь которого за этими купюрами закрепилось неофициальное название «Беларминос».
Оборотная сторона, представляющий собой аллегорию труда, была разработана Германом Орасио Роблесом. На переднем плане изображен фермер, обрабатывающий землю мотыгой, на заднем плане - пахарь. В нижней центральной части девиз «PAZ Y TRABAJO» (Мир и труд).
Также известны банкноты номиналом 50 песет с талоном и без него, не пронумерованные с аналогичным рисунком. Скорее всего, это проекты, которые не были выпущены.
Продолжение следует.