Играть в футбол, профессионально или непрофессионально, в школе или на улице, на турнире или чемпионате, на любом месте в любое время, даёт возможность удовлетворять многие мотивы: соперничать с собой и противником, показывать собственную креативность при выполнении специфичных движений и активную принадлежность группе.
Основной целью тренировочной технологии в работе с ребятами, в футболе и в спорте является правильное психо-физическое развитие, за которым нужно следить, направлять и проверять. Когда речь идет о профессиональной функции тренировочной работы в футболе главная цель должна быть долгосрочной, а это предполагает формирование игроков, которые в старшем возрасте достигнут наилучших футбольных результатов. Во многих средах, в том числе и у нас, во множестве клубов работа с младшими категориями игроков направлена на достижение результатов в детском возрасте, что приводит к личному «успеху» тренеров или клубов, а как последствие этого является незавершенное развитие, ранняя специализация вместе всеми негативными последствиями, которые позже являются результатом этого.
Использование методов работы, применяемых к взрослым категориям, приводит к формированию «игровой зрелости» (в негативном смысле слова) и отрицательно отражается на развитие игрока в направлении формирования успешных зрелых футболистов. Чаще всего игроки, которые только что закончили свою карьеру, становятся тренерами младших категорий или продолжают играть в старшей команде и в то же время работать тренером младшего возраста.
Именно таким тренерам тяжело отказаться от методов тренировки, которыми они занимались как игроки. Они стараются перенести ребятам огромный опыт и знание игрока и способ игры, которыми они занимались не зная, что молодые футболисты не копии старших. Не редко случается то, что тренер вечером повторяет ту же тренировку, которую со старшей командой провёл в тот же день. Многие тренеры-начинающие сталкиваются с проблемой медленного прогресса ребят, а как причину этого приводят недостаток таланта.
Необходимо приспособить нагрузку и программу характеристикам детского возраста, т.е. развитию физических характеристик и уровню их готовности. Это подразумевает приспособление к площадке, выбор типа нагрузки и прочее.
У каждого возраста, каждой генерации и каждого игрока отдельно существует собственные морфологически-функциональные, двигательные и психологические особенности, и только соблюдения технических характеристик в каждой фазе развития игрока может привести к формированию лучшего футболиста. Конечно, такой подход предполагает наличие компетентных профессионалов с теоретическим видением и практической способностью к реализации всех процессов превращения диспозиций в способность и реальное качество игрока.
С целью образования игрока на высоком уровне необходимо последовательное применение принципа спортивной тренировки и систематичное разделение детских тренировок и тренировок младших игроков в соответствии с фазами развития и четко определенными целями.
Самое главное, иметь в виду, что динамичность развития ребят отличается. Быстрота роста костей, развитие мышц, органов и нервной системы различается от стадии к стадии, а динамика развития в большой мере диктует их физиологические, двигательные и психологические способности. Именно поэтому тренировочная программа должна включать отдельные различия в хронологическом и биологическом созревании. Потому что, рано развитый ребёнок мог бы остаться без соответствующих стимулов к тренировкам, а ребенок, предрасположенный к позднему развитию, получил бы большую нагрузку.
Постепенная прогрессивная программа является лучшим стимулом характеристики развития, улучшает эффективность тренировок, и возможность повреждения приводит к минимуму. Этот процесс называется периодизация долгосрочного тренировочного процесса.
Периодизация — это процесс разделения тренировочной программы с начинающего уровня до элитной категории на короткие временные сегменты или короткие фазы, с целью повышения эффективности тренировочного процесса и отдельного тренировочного занятия.
Каждое упражнение применяемое в тренировке оказывает определенное влияние на футболиста, т.е. на некоторые системы функционирования его организма. Приоритет тренировки - оказывание позитивного воздействия упражнений на футболистов. Позитивное воздействие тренировочной работы, т.е. отдельных упражнений (в самом узком смысле) в футболе и спорте вообще, базируется на приспособлении организма спортсмена на новые условия функционирования, подвергнутого соответствующим движениям в течении определенного периода времени. В какой мере и с каким эффектом это выполняется.
Очень важно иметь в виду, что эффект «тренирования» может быть негативным. Нарушение и ухудшение здоровья при больших спортивных напряжениях такие как: «воспаление мышц», перенапряжение, спортивная протеинурия, ортостатический коллапс, коллапс вследствие напряжения, хроническое нарушение опорно-двигательной системы, и так далее...
Конечно, вредное воздействие может сказаться на здоровье, если тренер не придерживается и не действует согласно важнейшим факторам, от которых зависит влияние тренировочной работы на спортсменов.
Для того, чтобы тренер контролировал свою работу и целенаправленно работал с футболистами, ему необходимо знать проблемы тренировочного процесса. Для применения упражнений уже виденных или тех, которые применял «мой» тренер, когда я был игроком, без знания их эффекта, дозирования или понимания самого хорошего момента для применения и т.д., излишне сказать, что это ошибочно. Профессия футбольного тренер берет на себя большую ответственность. Ошибки в работе, особенно с молодыми футболистами, могу иметь серьёзные последствия. К сожалению, многие это не осознают.
В сегодняшние дни занятие футболом кроме талантливости требует от футболиста целый ряд навыков, в области двигательных навыков до развития тактического способа думания, морально-волевых особенностей и прочее. Репрезентативный опыт футбольных школ ссылается к выводу, что наиболее важным футбольным умениям надо овладеть рано, до формирования личности, т.е. параллельно с ее формированием.
Уже в семилетнем возрасте необходимо начать тренировочный процесс с профессиональным подходом, пользуясь профессиональным выбором.
Футбольные школы в этом смысле испытывают большую популярность, как из-за образовательно - общественной роли для большинства мальчиков, определяющихся в футбольные школы, так из-за создания самых лучших спортсменов с крепкими морально-волевыми характеристиками личности.
Мальчики, начинающие в настоящее время систематически учиться играть в футбол и которые занимаются футболом, являются игроками будущего. От современного футбольного тренера и инвестирования в его профессиональную работу ожидается не только учитывать настоящее, а учитывать и будущее. Без умения предусмотреть и прогнозировать невозможно следить, а даже создавать опытную работу в динамических течениях современного футбола.
Это является только одним из множества предположений, но и первая закономерность, которую нужно учитывать в составлении тренировочных программ для футболистов. Необходимо иметь в виду множество теоретических знаний о характеристиках и структуре игры, структуре факторов успеха в футболе. Необходимо знать основные принципы тренировки для спортсменов, возрастные характеристики отдельных категорий футболистов, методику развития отдельных психофизических способностей, как и период, в котором можно на них оказать самое большое влияние, техническо-тактические особенности, знаниях о физической подготовке футболистов и множество других знаний.
Успех в футболе можно осуществить только на базе с планируемого и программируемого многолетнего процесса тренировки, учреждённой на современных знаниях большого числа научных дисциплин и субдисциплин. Таким способом тренировочный процесс приводит случайные результаты тренировки и соревнований к минимуму.
Планирование и программирование тренировочного процесса является очень ответственной и сложной задачей, а также и их реализация на практике. Работа является более сложной и требует больше внимательности, компетентности и сдержанности, особенно в аспектах педагогическо-образовательного воздействия, когда речь идет о подготовке и проведении работы с молодыми футболистами.
Работа с детьми в спорте очень ответственная и тяжелая. В цели успешной реализации и выполнения результатов необходимо тщательно планировать и организовать свою деятельность. В любой футбольной академии или футбольной школе, работу с детьми должен организовать, спланировать и выполнять высокопрофессиональный рабочий штат (преподаватели, тренеры, окончившие высшее учебное заведение), которые знакомые с полным развитием молодого спортсмена, с работой с младшими категориями, которые уважают законы развития детского организма и являются способными применить футбольную методологию (этап отбора, подготовки, совершенствования...). Два предварительных условия необходимые для эффективного планирования и программирования процесса тренировки.
Первое условие относится к научным и экспертным знаниям всех аспектов, которые определяют и влияют на процесс планирования, программирования и реализации тренировки, как например: методы изучения, методы дозирования нагрузки и выбор содержания тренировок, методы анализа результатов тренировочной работы, анализ игры и других необходимых знаний. Вторым условием является число и квалификационная подготовка персонала, который должен осуществить рабочую программу.
Методология футбольной игры изменяется. Подготовить игрока для достижения самых лучших результатов в настоящее время не так просто и не так, как раньше. Это требует много знаний, изобретательности, внимания, вложения усилий и терпения. Как стать хорошим игроком? Этот вопрос тревожить миллионов мальчиков во всем мире, их родителей, именно так, как футбольных тренеров тревожит вопрос «Как вырастить хорошего футболиста?». Сразу же следует вопрос: когда начать тренироваться? Когда начать соревноваться? Какие способности являются важными и как они развиваются?