Глядя на здание Государственного банка в Нижнем Новгороде, я понимаю, что хотела бы, чтобы в Петербурге были построены все здания спроектированные этим архитектором.
Увы, несмотря на то, что Владимир Александрович Покровский - замечательный архитектор и автор здания Государственного банка в Нижнем Новгороде - большую часть жизни творил именно в Петербурге, но так сложилось, что ни один из проектов, разработанных им для нашего города, не получил воплощения, за исключением нескольких построек в городе Пушкин.
Да и изучение творчества и биографии Покровского началось лишь с 1970-х годов. Только благодаря трудам Б. М. Кирикова, Е. И. Кириченко, С. А. Гаврилова имя Владимира Александровича Покровского по праву заняло место в первом ряду отечественных мастеров архитектуры начала ХХ века.
Для самого Покровского неорусский стиль стал главным стилем его творческой жизни. К сожалению, о подлинном масштабе его дарования, границах творческого диапазона можно только догадываться: утеряна большая часть архива зодчего, в том числе важнейшие работы 1910-х годов, не опубликованные и не реализованные. Но о некоторых проектах, созданных зодчим, я сегодня расскажу.
Родился Владимир Покровский в Москве. Он был единственным ребенком в семье. Его отец Александр Николаевич был выпускником Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, но по ее окончании стал канцелярским чиновником, вышел в отставку в 1878 году и вскоре скончался.
Мать, Анна Афанасьевна, после смерти супруга определила сына в Московскую губернскую гимназию, а затем, в 1885–1892 годах, он учился в Московском реальном училище. При поступлении в 1892 году в Императорскую академию художеств Покровскому из гимназии была выдана такая характеристика:
«Малоспособный и больной юноша, вел себя прекрасно, но не всегда добросовестно относился к делу, в особенности в младших классах; дурных наклонностей не имеет… в средствах к жизни не нуждается».
По аттестату видно, что Покровскому плохо давались химия и математические дисциплины, однако по гуманитарным он имел высокие оценки, как и по специальным предметам последних двух лет обучения в дополнительном классе механико-технологического отделения (общее строительное искусство, технологии металлов и дерева, моделирование, составление чертежей машин).
Студенческие годы его жизни - это учеба в Петербурге и частые отпуска в подмосковное Пушкино - не только на каникулы, но и в силу обстоятельств: для поправки здоровья (страдал малокровием) и решения дел по наследству (в 1894 году умерла мать). Последние два года в академии стали определяющими в дальнейшей судьбе Покровского. Под руководством профессора Л. Н. Бенуа он составлял проекты в рамках академической программы и дипломный проект.
По окончании академии в 1898 году Владимир Покровский получил звание художника-архитектора с предоставлением права производить постройки. В это время он уже работал помощником на строящихся объектах В. А. Шрётера и Л. Н. Бенуа. Недолговечному детищу Бенуа - собору Александра Невского в Варшаве (1894–1912) - Покровский уделял внимание 14 лет своей жизни, проектируя детали внутренней отделки. Ради участия в столь масштабном проекте он отказался от положенной ему пенсионерской поездки за рубеж. Варшавский собор - этапное произведение для сложения неорусского стиля.
Практически параллельно Покровский занят на строительстве Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном — также по проекту Бенуа (освящен в 1902 году).
А также составляет первые свои самостоятельные проекты, которые выставляет на конкурсы: Николаевского костела в Киеве (1898, реализован проект В. Городецкого), театра в Екатеринославе (1901), церкви-усыпальницы в имении Суук-Су под Гурзуфом (1901), церкви в усадьбе Згуровка В. П. Кочубея (1901, совместно с В. А. Погонкиным). Эти проекты показывают умение автора работать в разных исторических стилях.
Интенсивная работа не помешала устроить личную жизнь: в 1899 году Покровский в Москве обвенчался с восемнадцатилетней Ольгой Сергеевной Орловой. От этого брака, расторгнутого в 1912 году, родились сыновья Борис (впоследствии стал художником) и Всеволод.
Сделанное Покровским в следующие несколько лет вывело его в число лидеров национального направления. Это был уже совершенно иной уровень и иной масштаб.
Грандиозные церкви в Пархомовке под Киевом (1905–1907) и на Шлиссельбургских пороховых заводах под Петербургом (1905–1907, не сохранилась), а также нереализованный проект церкви в Кашине, выполненный совместно с О. Р. Мунцем (1904), во многом предопределили дальнейшее развитие церковной архитектуры неорусского стиля.
В 1901 году Покровский начал проектирование Петропавловской церкви на Шлиссельбургских пороховых заводах.
Сначала он создал несколько вариантов в дереве, после чего ему заказали проект большого каменного храма. Церковь была разрушена в годы Второй мировой войны.
В 1907–1908 годах Покровский начал проектировать крупные общественные сооружения. Комплекс Военно-исторического музея в Петербурге должен был представлять собой целый городок-крепость с палатами и башнями.
Здесь Покровский создает иллюзию разновременных построек, обыгрывая темы Московского кремля, дворца Алексея Михайловича в Коломенском, московского узорочья, нарышкинского стиля. Линия этих не реализованных проектов продолжилась не сохранившимся зданием Офицерского собрания (1910–1912) и Царским вокзалом (1911–1912) в Царском Селе.
Многие находки, сделанные в данных проектах, тиражировались в дальнейшем другими зодчими. Например, Казанский вокзал в Москве, спроектированный А. В. Щусевым в 1911 году, композиционно, силуэтно и стилистически близок проекту Военно-исторического музея.
Архитектор не ограничивал себя рамками неорусского стиля. В 1903 году он спроектировал фасад городского дома в Петербурге в лаконичных формах модерна. Сохранились его эскизы особняков в стиле северного модерна. В неоклассическом стиле решены усадьба В. А. Ренненкампфа под Петербургом. После 1907 года зодчий все чаще прибегает к использованию более простых храмовых структур и обращается к типу кубического одноглавого или пятиглавого храма.
Наиболее характерен в этом отношении Феодоровский Государев собор в Царском Селе (1910–1912) — придворный храм императорской семьи.
В число лучших произведений Покровского входит комплекс зданий Государственного банка в Нижнем Новгороде (1911–1913). Похожее на ратушу главное здание с двумя полубашнями стало важной градостроительной доминантой. Но вместе с тем оно наметило новый этап в творчестве архитектора: пластичность.
Это касается и построенного одновременно с банком храма-памятника Алексия Митрополита в Лейпциге — самого крупного шатрового храма неорусского стиля.
Покровский — единственный мастер этого стиля, систематически проектировавший шатровые храмы.
Признание заслуг зодчего отразилось в присуждении ему званий академика и действительного члена Императорской академии художеств в 1907 году, а в 1913 году - архитектора Высочайшего двора. За постройку храма-памятника в Лейпциге он получил от саксонского короля орден Св. Альбрехта.
Параллельно зодчий преподавал в Академии художеств, в Институте гражданских инженеров (с 1914 года и почти до самой смерти) и на Высших женских курсах. Студентка последних Лидия Кутырева стала второй женой мастера, у них родилась дочь Злата. Известно, что вторая супруга участвовала в проектировании ряда объектов мужа: ею разработан проект иконостаса храма в Лейпциге, а для церкви в Нижнем Новгороде она выполнила расчет устойчивости.
В предреволюционные годы Покровский создал огромное количество разнообразных проектов. Многое успели построить: здание Ссудной казны в Москве (1913–1916), кладбищенская церковь в Нижнем Новгороде (1914–1916), церковь в усадьбе Щербатовых Марьино (Васильевское) под Москвой (1915–1917).
Часть нереализованных проектов известна по публикациям. Это проекты церквей при российских посольстве в Риме (1913) и консульстве в Гааге (1913), стадиона на Ватном острове в Петрограде (1914–1917, совместно с И. С. Китнером), комплекса зданий эвакуированного в Нижний Новгород Варшавского политехнического института (1916–1917).
Многие из перечисленных работ выполнены в нарышкинском стиле. Однако утеряны проекты и тринадцатиглавого Троицкого собора в Петрограде, и русского собора в Лондоне, и храма-памятника на братской могиле жертв Первой мировой войны. После 1917 года Владимир Александрович самостоятельно уже ничего не проектировал, но был - одним из участников проектирования Волховской ГЭС (открыта в 1926).
До 1929 Покровский преподавал в Институте гражданских инженеров. Скончался мастер в апреле 1931 года, его могила утеряна, как и значительная часть архива, хранившегося в семье, вдова и дочь погибли в блокадном Ленинграде.
При написании статьи использован текст и иллюстрации из книги "Великие архитекторы", т.68 "Покровский" под редакцией А. Барагамяна, издательство "Директ-Медиа", 2017
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: