До 1914 года Германская империя была крупнейшим торговым партнером России и «образцом для подражания» у немалой части русских монархистов и прочих консерваторов.
Известный правый деятель В. М. Пуришкевич в начале XX века заявлял, что возможная борьба России с Австро-Венгрией и Германией может «привести к европейскому пожару и заставить нас втянуться в авантюру, о которую разлетится, может быть, наша слава, наше могущество вконец...» (с) В. М. Пуришкевич, депутат Госдумы. / Р. Б. Ромов. Фракция правых в III Государственной думе (1907 — 1912).
Очень известна легендарная «Записка Дурново» (начало 1914 года), меморандум члена Государственного совета П. Н. Дурново, направленный лично императору Николаю II (впрочем, скорее всего, царь её даже не читал).
В сей записке указывалось, что у России и Германии нет меж собой каких-то важных геополитических противоречий. Даже потенциальные приобретения Российской империи не покроют потерь и могут стать новыми проблемами (к примеру, новые польские территории). Две монархии должны держаться вместе. Большая война же с высокой долей вероятности приведет к Революции и к «левым радикалам» у власти.
Были и другие важные свидетельства прогерманской ориентации многих правых. Так, в 1909 году консервативные круги Государственного совета выступили против вмешательства русской дипломатии в австро-сербские дела. Такому поведению удивились либералы, признав «полное отсутствие у правых славянофильских тенденций...» (с) А. П. Бородин. П. Н. Дурново: портрет царского сановника.
Но лето 1914 года заставило российских правых поменять свои симпатии «на 180 градусов» (по крайней мере, внешне, ведь мы помним, что позднее многие такие правые охотно сотрудничали и с кайзером Вильгельмом в 1918 году, и, позднее, с Адольфом Гитлером).
Консервативные деятели начали поддерживать не только идею максимального «приобретения новых территорий», но и рассуждали о будущем Германии.
Планировалось в будущем поделить Германию на ряд государств, как это фактически было до второй половины XIX века. Появилось понятие «враги славянства», под которым понимались Германия и Австро-Венгрия. Поступали предложения создать отдельные Пруссию, Ганновер, Саксонию, Баварию и так далее. Ещё часть территорий — поделить между соседними державами.
В чем-то такая риторика мне лично напоминает позицию радикальных французских деятелей, вроде военачальника Фердинанда Фоша. Впрочем, как мы помним, его мечты не были воплощены в реальность (по крайней мере, их большая часть).
Одновременно правые начали обвинять Германию в предыдущих российских политических неудачах:
«Прежде всего предстоит, конечно, сократить и обезвредить Германскую империю, которая до того вознеслась, что другим державам нельзя было шагу ступить без нарушения её вездесущих интересов...
Облагодетельствовавшая Германию Россия уже не могла вести никакой войны на Ближнем или Дальнем Востоке, не заплатив дорого Берлину за его нейтралитет, как это было в Японскую войну с торговым договором. Всякий шаг России в пользу единоплеменных народностей вызывал негодование и противодействие...» (с) Д. И. Иловайский, деятель монархических организаций, владелец газеты «Кремль» (позднее — «Кремль Иловайского»). «Кремль Иловайского» 1914 год, 30 декабря.
Что же, возможно отчасти эти претензии правдивы... но разве Германия была главным конкурентом России, к примеру, на том же востоке?
Как быстро правые забыли о роли англичан и американцев в Русско-японской войне, о «Большой игре» (между Великобританий и Россией), о Крымской войне, о Берлинском трактате 1878 года (несмотря на название, тогда Англия заключила с османами Кипрскую конвенцию, получив остров Кипр в свои руки, в обмен на поддержку Турции... в новой возможной войне с Россией, договор этот, кстати, британцы отменили только в 1914 году).
Я, разумеется, не пытаюсь утверждать, что Германия была «хорошим парнем» в этом месиве империалистических хищников, конечно же нет. Но проблема России в 1914 — 1917 годах была, в том числе, и в не очень-то надежных союзниках.
Которые легко могли позднее превратиться в нового врага. Кстати, по поводу «империализма» — это даже не отсылка к В. И. Ленину, это сами правые тогда так писали. К примеру, резко поменявший свое мнение упомянутый В. М. Пуришкевич. Я вам даже сейчас его процитирую, до того это прекрасно:
«Необходимо, чтобы народ был осведомлен об истинных задачах воинствующего империализма тевтонов и об истинных исторических своих задачах, дабы в момент мира он не продешевил...» (с) В. М. Пуришкевич. Чего хочет Вильгельм II от России и Англии в великой битве народов. 1916 год.
Впрочем, согласно жандармским отчетам о намерениях политических партий, «между собой» правые деятели часто высказывали мысль: все плоды побед достанутся англичанам...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.