Найти в Дзене
Китайский мир с нуля

Как создается искусство в Китае? История возникновения перегородчатой эмали.

Среди многих видов декоративно-прикладного искусства Китая одним из наиболее известных считается перегородчатая эмаль ( 景泰蓝jingtailán), известная на Западе как cloisonné. Легенда гласит, что идея украшения поверхности металлического изделия яркой цветной эмалью возникла благодаря случаю. Когда-то в императорском дворце произошел пожар, который в числе прочих построек уничтожил дворцовое хранилище драгоценностей и цветных камней. Среди углей обнаружили металлическое украшение, которое покрывала разноцветная эмаль, образовавшаяся из цветных минералов благодаря высокой температуре. Неожиданной подсказкой воспользовались придворные мастера, создавшие основы техники изготовления и декорирования китайской перегородчатой эмали. История свидетельствует, что производство перегородчатой эмали впервые началось в Китае в конце правления монгольской Юаньской династии (元代 Yuándai) (XIII-XIV вв.), а в период правления чжурчжэньской династии Мин (明代 Mingdäi) (1368-1644) в годы под девизом (景泰 Jingtäi)

Среди многих видов декоративно-прикладного искусства Китая одним из наиболее известных считается перегородчатая эмаль ( 景泰蓝jingtailán), известная на Западе как cloisonné.

Легенда гласит, что идея украшения поверхности металлического изделия яркой цветной эмалью возникла благодаря случаю. Когда-то в императорском дворце произошел пожар, который в числе прочих построек уничтожил дворцовое хранилище драгоценностей и цветных камней. Среди углей обнаружили металлическое украшение, которое покрывала разноцветная эмаль, образовавшаяся из цветных минералов благодаря высокой температуре. Неожиданной подсказкой воспользовались придворные мастера, создавшие основы техники изготовления и декорирования китайской перегородчатой эмали.

История свидетельствует, что производство перегородчатой эмали впервые началось в Китае в конце правления монгольской Юаньской династии (元代 Yuándai) (XIII-XIV вв.), а в период правления чжурчжэньской династии Мин (明代 Mingdäi) (1368-1644) в годы под девизом (景泰 Jingtäi) перегородчатая эмаль достигла высшего художественного уровня. Поскольку в эмалевых изделиях того периода преобладал малахитово-голубой цвет (蓝lán), сами изделия с тех пор стали называть jingtailán.

-2

В технике перегородчатой эмали изготавливаются в основном декоративно-художественные изделия: различные по форме и размерам вазы, чаши, блюда, чайники и т. п. Стоимость их, как правило, весьма высока, так как изготовление отличается большой сложностью. На заготовку из красной меди по линиям прорисовки орнамента напаиваются тонкие ленточки-перегородки. Затем на поверхность изделия в соответствии с эскизом художника-декоратора наносят цветные пасты (смесь порошка цветных минералов и стекла) и обжигают в печи. Эти две операции повторяются до трех-четырех раз в зависимости от сложности рисунка. В заключение изделие полируют и покрывают золотом тонкие перегородки, отделяющие части декора друг от друга.

-3

Красота и изящество китайской перегородчатой эмали были впервые высоко оценены в мире в начале XX века. Позднее, и особенно к концу XX века, спрос на эти изделия вырос не только за рубежом, но и в самом Китае. В связи с этим производство художественных изделий из перегородчатой эмали, долгое время остававшееся традиционно пекинским художественным промыслом, расширилось до масштабов всего Китая.