Современные исследователи находят массу причин ругать соцреализм, но благодаря таким советским живописцам, как Ахмет Китае, есть за что восхищаться этим направлением.
Ахмет Китаев родился в Пензенской губернии в 1925 году, а вскоре семью сослали в Сибирь и мальчик, как и в большинстве репрессированных семей, рос в крайне тяжелой обстановке. Но душа умела видеть прекрасное.
С детства Ахмет страстно увлекался искусством и так мечтал выучиться на художника, что дошел до самого Сталина! Мальчик написал письмо, в котором просил помощи у вождя, и помощь, ка ни странно, явилась довольно скоро. В закрытый сибирский ссыльный поселок явился некий военный, который забрал Ахмета в школу-интернат для одарённых детей в Ленинграде.
Затем Ахмед Китаев учился в Московской средней художественной школе и в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И.Сурикова. Превосходная классическая база сделала его отличным рисовальщиком. Но это еще не все – в картинах Ахмета Китаева жил и продолжает жить дух той самой эпохи,
Разумеется, Китаеву приходилось работать по линии партии, иначе не было бы в его жизни столько выставок, публикаций, членств в творческих организациях. Но помимо портретов советских чиновников да сугубо пропагандистских сюжетов, была у него и живая, искренняя живопись!
В каждой жанровой картине чувствуется динамика, движение жизни, красивой, полной, насыщенной событиями! Типажи показаны зачастую пролетарские, но зато во всей своей красе и силе.
Веселым юношеским задором наделена композиция «Куда?». Это советские туристы – неунывающая молодежь, уверенно шагающая в гору под проливным дождем, они смеются, поют песни под гитару – все им нипочем.
Удивительной красотой наделено произведение «Мы идём в новую жизнь». И ведь оно было правдивым – новая жизнь вполне достигаемая цель. А в этой работе солнечные лучи формируют ажурные тени, свет играет на таких разных, но одинаково красивых молодых лицах, динамика движения увлекает, а перспектива захватывает дух.
Как и в картине «Золотая свадьба. За нашу Партию!». Упоминание партии портит впечатление у современного зрителя, но обратите внимание, как художник выстраивает перспективу, чтобы показать связь поколений, единство, историю всей страны в лицах одной семьи.