О спектакле «Ленка» в театре Молодежи, кажется, знал весь Владивосток. В день премьеры, покупая цветы в Семеновском пассаже, разговорились с милой продавщицей, которая помогала сыну выбрать букет.
- А вы знаете, что они сегодня дают? Вы только не плачьте на спектакле... - сказала она.
- Почему мы должны плакать? - уточнила я.
- Ну что вы! Такая история! Когда в детстве фильм смотрела - плакала, - поделилась женщина.
Но ничего похожего на фильм «Чучело» в «Ленке» не было. Актеры, режиссер, драматург, художники создали свою, уникальную постановку. Да, проблема, поднятая в спектакле, которая лежит на поверхности - это травля ребенка одноклассниками - буллинг, говоря современным языком. Сейчас общество много говорит об этом, проводят профилактические беседы в школах, регулярно поднимают тему в СМИ. Но проблема продолжает существовать. Человек большой, маленький, не большой не маленький - взрослеющий, понимает что-то только когда ситуация случается с ним. Когда прочувствует на себе. К сожалению, никак по-другому. Но ведь нельзя подвергать каждого травле и оскорблениям, чтобы он понял, что это ужасно, и не повторял. И как здорово, что у нас есть театр, в котором можно посмотреть со стороны, при этом эмоционально погружаясь, сопереживая или безопасно примеряя на себя тот или иной опыт.
О спектакле для подростков должны в первую очередь говорить сами подростки:
- Всем идти на «Ленку»! - написал мой 14-летний сын одноклассникам во время антракта.
- Это супер! Мам, надо обсудить. Пошли в кафе, - первое, что проговорил ребенок, выйдя из театра. Через пять минут: - Знаешь, а я сначала думал, что это взрослые, а это всего 6 класс, и им по 12 лет! Персонажи мне понятны, такие и среди нас есть. А в чем правда для Димки? А почему так поступила Шмакова? Почему знала и не рассказала?
Мы поспешили по подземному переходу в книжный магазин, ведь первое, что мы сделали после спектакля, это купили повесть «Чучело». Помимо нас, прохожие в тот вечер тоже, кажется, только и обсуждали, что нашумевшую премьеру.
РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ ШЛА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДРАМАТУРГОМ
Первоначальный текст повести переработан под современное восприятие и под театральную постановку. Так появился образ Рыжего, и персонажей стало значительно меньше. Режиссер Павел Макаров подчеркнул, что работа шла в прямом взаимодействии с драматургом Гулей Насыровой.
Сюжет постановки удачно связан с сегодняшним днем и Владивостоком. Современная девочка приезжает к дедушке и живет на острове вблизи города. Ей предстоит пойти в школу, где все незнакомые, а между сверстника уже сложились взаимоотношения. Так же, как и Лене Бессольцевой, ей предстоит быть новенькой в классе. Для девочки из прошлого, для девочки из настоящего и из будущего тоже важно понимать, что ты не одна встречаешься с такой сложной ситуацией. Посмотреть, как поступала другая.
ЗРИТЕЛИ О СПЕКТАКЛЕ И ПЕРСОНАЖАХ
Через пару часов после спектакля сын неожиданно заявил, что понял, почему Димка так поступал. Следует отметить, что Сергей Рюмкин, исполнитель роли Димки Сомова, отмечен как смелый актер с очень запоминающимся персонажем. К его герою много-много вопросов, которые обдумывались долгое время. Сергей смог своим героем зародить в детских сердцах сомнение - «А он действительно негодяй, или запутался? А как я бы поступил на его месте?»
Кроме подростков впечатлением от спектакля « Ленка» спешили поделиться и взрослые.
- Моя Маша просто в восторге! От сюжета, от того, что актеры по залу передвигались. Особенно когда парень, который главного героя играл, пришел в бельэтаж во время спектакля, а действие продолжилось, все происходило уже рядом с ней... В общем, она очень прониклась, - получила я отзыв от мамы 16-летней девушки. - Такой разрыв шаблонов получился между тем, какие привыкли видеть спектакли, и тем, как можно. Эффект 3D у меня получился. Интересная подача. Нам не просто показали, а вовлекли в действие.
В общем, после спектакля в их семье было что обсудить.
«ЛЕНКА» - АКТУАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА
Для современных театральных постановок характерна минималистичность в декорациях. Больший упор делается на форму подачи. В спектакле контейнер, как основная декорация на сцене. Он же и школа с классом, и дом Бессольцевых, и дом Димки, и парикмахерская. Для меня считался как символ ограниченного и шаблонного. И музей коллекции картин дедушки Лены, но вот контейнер уже открыт и светел. Что-то изменилось. Турники и их четкие линии. Лица актеров перепачканы в белом. Напоминают кукол или манекенов. В чем-то одинаковые. И по поступкам, и по мышлению. Кроме Ленки. У нее лицо теплое и шапка красная среди всего серого. Эмоциональная, задорная с горящими глазами Ленка в исполнении Олеси Белоконь. Да, у Олеси своя Лена Бессольцева, ни на кого не похожая, уникальная.
Бельевые веревки, натянутые через весь зал. Они соединяли партер и бельэтаж и совсем не чувствовалось разницы, с какого места ты смотришь спектакль.
Не могу выделить главную роль в этом спектакле, несмотря на заявленные в описании спектакля. Несколько слов скажу лишь.
Андрей Трофимов в роли дедушки. Его герой такой настоящий. Дедушка, который любит, поддерживает, направляет. Невероятно добрый, душевный, трогательный и с огромным сердцем. Как у него получилось это передать детям за несколько выходов на сцену - для меня загадка.
Герман Авеличев и его Рыжий. Собирательный образ такого злого шута. У Германа получилось показать его отлично. Такой внешне мерзкий персонаж с добрым сердцем, умеющий признавать свои ошибки и думать.
Дарья Мухортова до конца осталась «Железной кнопкой» без единой внешней эмоции. Все четко квадратно, ни шага в сторону, по правилам. У меня - взрослой - сердце сжалось от такого образа. Сыграно отлично! Дарья открывается зрителю еще одной гранью актерского таланта.
Анастасия Кошарнова красивая и надменная. Образ прекрасно считывается для современного общества. К ее персонажу Шмаковой тоже много вопросов. И все же Анастасия благодаря своему персонажу заставила ребят думать.
Персонаж Дениса Лашко. По всем формальным признакам его герой - подлый мальчишка, который совершает злые поступки - должен отталкивать. Но Дениса дети пытались понять и оправдать. Вопросы «Как?» и «Почему?» пока остались без ответа.
Девочку из современности сыграла Анфиса Данилова. Молодая и талантливая актриса. Наблюдать за ней, как она растет в профессии, одно удовольствие.
НА «ЛЕНКУ» НУЖНО ХОДИТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
На этот спектакль нужно ходить вместе. Всем классом или родителям с детьми. А после обязательно обсуждать. И поверьте, чем больше тема затрагивает маленьких взрослых, тем охотнее они ее обсуждают и идут на контакт. А нам - родителям, классным руководителям, учителям - необходимо знать, чем живут наши дети, на каком языке они разговаривают.
А еще то, что внутри осталось. Мне рассказали историю про человека и его поступки, про ответственность за свои решения. Про смелость. Важное такое - признаться в своем малодушии, в том, что заблуждался. Смелость обозначить свое мнение и придерживаться его до конца, не боясь остаться в одиночестве. И когда ты совсем еще не окреп в своем понимании «что хорошо, а что плохо», в своих принципах, так сложно понять себя, принять единственное правильное решение, не сломаться и остаться собой. Даже когда все против тебя.
P.S. ОТ РЕДАКЦИИ
Спустя меньше месяц после премьеры, достать билеты на «Ленку» - настоящий квест. Эмоции автора рецензии, кричащие самими строками, объясняют сложившуюся обстановку. И текст, и раскупленные билеты, и популярность «Чучела» (и фильма, и повести) - все это доказывает, что попасть на постановку надо. Увы, но тема актуальна и по сей день.