История горе-майнеров из Казани, вылившаяся в уголовное дело, достаточно комичная. Жили-были главный инженер «Метроэлектротранса» (в прошлом) и глава службы энергохозяйства наземного транспорта . В один прекрасный (или не очень) день им пришло в голову начать майнить биткоины. Идея, по правде сказать, принадлежала не совсем им, а другу детства Шкаберина , который и предложил заняться майнингом.
Шкаберин, Смирнов и Николаев (последний, кстати, проходит лишь свидетелем по делу) поделили расходы на приобретение оборудования поровну: скинулись по 180 тысяч рублей и пригорели б/у оборудование. Николаев как мозг операции создал личный кабинет на Binance, где отображался заработок. Саму ферму установили на подземной подстанции между казанским цирком и центральным стадионом.
А вот дальше - сказочные сказки. Исходя из допроса Шкаберина, за два с половиной месяца такой деятельности они даже не знают, сколько фактически подработала ферма: оборудование то и дело выходило из строя, отключалось. Приходилось приезжать, перезагружать систему и заново подключать ферму почти каждый день или через день. Если все работало без накладок, то в сутки агрегат мог намайнить до 120 долларов. По словам подсудимых, за все это время они ни разу не поинтересовались у Николаева, сколько там накапало денег (проверить это можно только в личном кабинете) и даже не требовали никаких скриншотов: другу доверяли слепо и без опаски. Также мужчины утверждают, что ни разу не выводили средства.
Николаев же на допросе заявил, что сумма в личном кабинете была смешная: всего 1000 долларов при затратах больше полумиллиона. Только проверить это теперь никак невозможно: когда ФСБ накрыло предприятие, Николаев с испугу безвозвратно удалил личный кабинет на Binance.
Как известно, майнинговая ферма потребляешь очень много электроэнергии: во время работы температура на подстанции могла достигать 40 градусов и больше. По версии следствия, весь процесс обошёлся «Метроэлектротрансу» в 567 тысяч рублей. Теперь Шкаберина и Смирнова вот уже почти год судят за превышение должностных полномочий, повлекшее крупный ущерб.
Оба фигуранта признали свою вину частично: они не отрицают факт установки фермы, но утверждают, что никакого ущерба предприятию не наносили. Из-за ежедневных перебоев потраченная на электричество сумма настолько ничтожна, что они ее даже не подсчитывали.
- Не признаю ущерб, и мы с самого начала его не признавали. То, что злоупотребил полномочиями, признаю. То, что нанёс ущерб - нет. Он настолько минимальный, что не отобразился даже нигде. За два месяца ферма очень мало проработала: Николай постоянно звонил и писал, что все отключилось - стоит на своём Шкаберин.
По версии следствия, фигуранты пользовались крипто-фермой в 2021 году с марта по май. Защитники Шкаберина и Смирнова отравили в «Метроэлектротранс» запрос и на последнем заседании приобщили ответ предприятия. Согласно ему, в ходе проведения анализа расходов и перерасходов электроэнергии, согласно ведомости, в инкриминируемый подсудимым период выявлен необоснованный перерасход лишь в апреле: на 6000 киловатт в час (стоимость - 4178 рублей). В марте и мае перерасходов не обнаружено.
Представитель потерпевшей стороны подтвердил подлинность данного документа. На следующем заседании 11 января эксперт, проводивший данную проверку.