Сериалы ворвались в мою жизнь "мыльными операми" девяностых.
Нет, не то, чтобы их совсем не было раньше, просто мы называли их "многосерийными телевизионными фильмами", показывались они дозированно, да и не так уж часто. Самый лучших из виденных в детстве - "Семнадцать мгновений весны", некоторое время назад пересмотрела с удовольствием. Помню еще "И это все о нем" - детективный сюжет, симпатичный молодой Костолевский, драматическая любовь, сцена про счастье и шарики, - о качестве судить не рискну, но сердце девятилетней девочки было покорено. Затем - история цыгана Будулая с красивой музыкой композитора Валерия Зубкова. И, конечно, "Долгая дорога в дюнах" - все мои сверстницы были тайно влюблены в Артура (актер Юозас Киселюс), да и, подозреваю, не только сверстницы, потому что в школе учительница включила нам утренний повтор последней серии!
В девяностые телевизионный мир перевернулся. "Санта Барбара" (я наткнулась на нее уже ближе к середине) была вполне себе милой до момента очередной комы Сиси Кэпвелла, из которой он в прямом смысле слова вышел другим человеком. Тут я сломалась. Хотя Круз Кастильо и один из вариантов Мейсона были просто красавцы. Особенно по сравнению с Луисом Альберто из "Богатые тоже плачут".
Вообще, когда тебе двадцать с небольшим и ты одна растишь ребенка, сериалы - вполне себе таблетка счастья. Впрочем, тогда и груды любовных романов на развалах у метро, и сериалы воспринимались окном в новый мир, и даже мама, открывшая мне Феллини и Тарковского, с трепетом следила за судьбой Эдеры и Замарашки. Потому что когда тебе пятьдесят с небольшим, диагноз лимфолейкоз и зарплата, превратившаяся в гроши, сериалы - тоже таблетка счастья.
Обращали ли мы внимание на качество и уровень "мыльных опер"? Конечно. Обращали и всё замечали, тем более, что появилось и хорошее кино, было с чем сравнивать. И все-таки смотрели, ждали каждую новую серию. Мне кажется, удовольствие было именно в этом ожидании, запрограммированной встрече с уже знакомыми героями - эдакая регулярная чашечка кофе (хм, кофе, пожалуй, слишком изысканная аналогия, но вы понимаете, что я имею в виду). В детстве я приходила из школы, брала любимые повести Железникова (книги купить было непросто, зачитывали до дыр те, что имелись дома), раскрывала на любой странице и погружалась в любимый мир, где мне было хорошо и комфортно. Сериалы открывали такой же уютный, знакомый мир - изо дня в день, неважно, что многое предсказуемо, зато просто, близко, понятно и дарит радость сопереживания.
Думаю, примерно так же действовали и многочисленные книжные серии - на рубеже веков по дороге на работу я любила прикупить у метро Маринину или Донцову. Лежа в больнице, открыла для себя Устинову. В каждом романе - мужчина мечты, благородный, красивый, надежный, состоятельный, внимательный, нежный, любящий - идеальная таблетка счастья. Неважно, какой текст, какой сюжет - автор просто знает тот самый триггер, запускающий положительные эмоции, и откровенно пользуется им, обволакивая читателей. Но для здоровья скорее полезно!
Вернусь к сериалам. Сейчас их много, и они совершенно разные. В том числе и разного уровня. Мыльные оперы отошли в небытие (впрочем, может быть, еще идут по телевизору, не знаю, у меня его нет). Разнообразие жанров на зависть любому другому виду искусства. И практически в каждом жанре можно найти что-то симпатичное. Ловлю себя на том, что чаще отдаю предпочтение сериалам, чем кино. Посмотреть фильм - событие. Сериал - уже неотъемлемая часть жизни - фоном за завтраком, за обедом, за ужином. Говорят, не сильно полезно для пищеварения, но разве положительные эмоции могут нести вред?
Чем же так притягательна многосерийность?
Думаю, в первую очередь той самой возможностью регулярно проживать необходимый тебе спектр эмоций (это как шведский стол - выбираешь именно любимые блюда).
Кроме того - "сроднение" с героями: эдакие "сыновья" и "дочери маминой лучшей подруги", только в положительном ключе. С ними не хочется расставаться. Подобная привязчивость как раз провоцирует минусы сериального мира - слишком часто создатели не могут вовремя остановиться и губят классные истории.
С каждым годом все больше появляется сериалов, по уровню приближающихся к хорошему кино. Безусловно, у них свои законы сюжета и композиции, отличные от художественных фильмов, а у меня - другие критерии оценки. Но тем интереснее сравнивать и радоваться удачным находкам. Особенно здорово видеть в сериалах сильных, глубоких актеров.
Я не думаю, что сериалы вытеснят кино. Скорее продолжится сосуществование. Но то, что появляются сериалы, интересные в том числе с художественной точки зрения, по-моему очень позитивный момент!
☼ А вы смотрите сериалы? Готова к обсуждению в комментариях, буду рада за рекомендацию интересных! ☼