319 подписчиков

Хунзахский Водопад Тобот в Дагестане. Почему он опасен для туристов?

1,7K прочитали
В Дагестане есть необычный водопад Тобот, что находится в Хунзахе и от того, часто просто называется Хунзахский.

Водопад Тобот в Дагестанском Хунзахе

Вот я и вернулся вновь к интересному Дагестану, с приятными эмоциями от путешествия.

Честно говоря, на сам водопад Тобот в Дагестане, у меня не было прямой цели попасть, я напралялся в сам Хунзах, так как много про него слышал, а водопад, был естественным бонусом.

Истинный водопад Тобот в Дагестане
Истинный водопад Тобот в Дагестане

Мой путь к Хунзахскому водопаду лежал со стороны Гоора, на достаточно популярной развилке, на хорошую дорогу, однако, постопить все таки пришлось около часа, так как машин там практически не было.

Место для туристов, рядом с водопадом Тобот
Место для туристов, рядом с водопадом Тобот

Доехал я туда с интересным человеком из Махачкалы, который в данных местах не ориентировался. Сначала, он проехал мимо и не остановился, потом вернулся назад и уточнил дорогу, правильно ли он едет (по логике конечно, спрашивать дорогу у человека с рюкзаком, забавно :), и уехал. Потом я увидел его машину в третий раз, и все это минут за пять, когда он возвращался ко мне. Так как его спутница, пояснила ему, что я турист, и ловлю машину автостопом ( здесь становится понятно, что он не заметил во мне туриста и поэтому уточнял дорогу). За месяцы путешествий, у меня отросла приличная борода, и как он сказал в последствии, уже хотел "кинуть Салам", когда остановился, но все таки стал говорить по русски, причем абсолютно без акцента.

Зарождение водопада Тобот в Хунзахе
Зарождение водопада Тобот в Хунзахе

Так, я доехал с этими людьми до Хунзаха, которые высадили меня на въезде в село, а им нужно было в сторону от водопада, хоть там и оставалось пару километров, я подумал что дотопаю, даже с рюкзаком. Но идти было лень, а разные люди, говорили разный километраж до водопада Тобот в Хунзахе, который отличался от моей карты, и я решил постопить машину.

Каньон, в который стекает водопад Тобот
Каньон, в который стекает водопад Тобот

Место для автостопа было не самое удачное и пришлось постоять минут двадцать, когда наконец остановился человек, который ехал мимо водопада Тобот в Дагестане, и к нему не подъезжая, однако, все таки в мою сторону.

Водопад Тобот вытекающий из скалы
Водопад Тобот вытекающий из скалы

Я говорил, что по карте всего один километр до Водопада Тобот, но он сказал, что это не так, и пока общались, решил довезти меня до водопада, и более того, провести экскурсию.

Площадка рядом с водопадом Тобот
Площадка рядом с водопадом Тобот

Когда я приехал на водопад Тобот в Дагестане, я понял, почему все говорили разные расстояния до него, и они не сходились с теми, что я видел на карте.

Популярная смотровая площадка на водопад Тобот
Популярная смотровая площадка на водопад Тобот

Технически, водопад Тобот, это не один водопад, но самое главное, что он находится в здоровенном каньоне, к которому можно подъехать с разных сторон, и при этом, вы по факту, всегда, приедите на водопад Тобот в Хунзахе.

Каньон Хунзахского водопада в Дагестане
Каньон Хунзахского водопада в Дагестане

Мой попутчик, довез меня до места новой смотровой площадки, про которое если не знать, точно туда не поедешь, так как с дороги его не видно.

Туристы идущие к краю обрыва у водопада Тобот
Туристы идущие к краю обрыва у водопада Тобот

Забавно, что смотровая площадка похожа на клетку, для людей, но тем не менее, это дает куда большую безопасность, чем то место, где ходит основной поток туристов.

Новая смотровая площадка на водопад Тобот
Новая смотровая площадка на водопад Тобот

Она построена недавно, и про нее, еще знают не так много человек. Из этого места, кстати, куда лучшие виды на водопады Тобот, так как с другой, популярной стороны, вы будете смотреть на них сверху вниз - в пропасть.

Один из водопадов Тобот в виде сливной трубы
Один из водопадов Тобот в виде сливной трубы

Посмотрев с этой новой обзорной точки на водопады Тобот, мой попутчик рассказал, что есть еще одна официальная смотровая площадка, до которой он согласился также меня довезти.

Тут уже большое, с точки зрения площади место, которое даже огорожено, чтобы туда не могли подъехать машины.

Вторая известная смотровая площадка на водопад Тобот в Хунзахе
Вторая известная смотровая площадка на водопад Тобот в Хунзахе

Тут имеется информационный стенд, с достопримечательностями Дагестана.

Информационный стенд о достопримечательностях Дагестана
Информационный стенд о достопримечательностях Дагестана

Однако не сказать, что тут какой то хороший вид на водопад ( хоть их по факту несколько ), Тобот, скорее это вид на каньон.

Кстати говоря, в каньон можно спуститься пешком, и там, говорят, виды куда интереснее, но у меня не было времени туда проведаться.

Вид на дагестанский каньон Хунзахского водопада
Вид на дагестанский каньон Хунзахского водопада

Однако, я пошел на другую сторону каньона, где в основном и ходят туристы.

Основная смотровая площадка на водопад Тобот
Основная смотровая площадка на водопад Тобот

Местный, около первой смотровой площадки, подсказал мне короткую дорогу, до того места, подле Хунзахской крепости.

Хунзахская крепость на фоне каньона водопада Тобот
Хунзахская крепость на фоне каньона водопада Тобот

Эта смотровая точка, самая популярная у туристов, и самое опасное место на Хунзахском водопаде Тобот.

Установленные столбы для обеспечения безопасности водопада Тобот
Установленные столбы для обеспечения безопасности водопада Тобот

Водопад или водопады Тобот в Дагестане?

Все говорят, о водопаде Тобот в единственном числе, однако, на деле:

  1. Водопад рядом с одной смотровой площадкой (являющийся сливом)
  2. Водопад ближе к началу ущелья (наверное, истинный водопад Тобот)
  3. Водопад левее от сливного :) (его не видно на фото, но так как возможно мало воды, а вся стена каньона мокрая)
  4. Водопад, который можно увидеть спустившись в каньон (лично не видел, рассказывали местные, говорят, что туристы про него не знают)
Два водопада Тобот в Хунзахе
Два водопада Тобот в Хунзахе

Почему водопад Тобот опасен для туристов?

В этой самой популярной смотровой точке (кстати непонятно, почему она популярнее других, ведь объективно, там не очень удобно смотреть на Тобот, разве что он находится поближе), самое опасное местоположение для туристов.

Люди ходят прямо по обрыву, в полуметре от пропасти, и большая часть из них, не только идут рядом ( хотя места полно ), а еще и заглядывают туда, подходя на самый край.

Еще одна смотровая площадка водопада Тобот
Еще одна смотровая площадка водопада Тобот

Видимо эти люди никогда не были в горах, но им это простительно, не все обязаны знать, а другие просто не понимают технику безопасности.

Также площадка для любителей экстрима над водопадом Тобот
Также площадка для любителей экстрима над водопадом Тобот

Однако, местные власти не позаботились о том, чтобы опасности для туристов не было, раз это настолько популярное место, для экскурсий в том числе.

Единственная табличка, около водопада Тобот сообщающая об опасности
Единственная табличка, около водопада Тобот сообщающая об опасности

Уже не первый год, туристы ходят на водопад Тобот, и территория обрыва, никак не была огорожена.

Рекламная табличка говорящая об опасности, рядом с водопадом Тобот
Рекламная табличка говорящая об опасности, рядом с водопадом Тобот

Лишь в 2022 году, они только начали думать о заборчике по краям водопада Тобот, в момент, когда я там находился, группа людей, примечательно, нетрезвых, сверлила лунки и заливала в них бетоном железные столбики, наверное, там планировали сделать подобие ограждения.

Туристы стоящие на краю пропасти водопада Тобот
Туристы стоящие на краю пропасти водопада Тобот

Если стоять по диагонали к тем, кто ходит рядом с обрывом, подвергая свою жизнь опасности, то можно увидеть, как они стоят, по факту, над пропастью, на небольшом камешке, под которым ничего нет, но они этого не видят, а головой не думают.

Диагональный вид на Хунзахский водопад
Диагональный вид на Хунзахский водопад

Говорят, что один человек, недавно сорвался в пропасть водопада Тобот, после этого и зашевелились о столбиках для безопасности. Но это только слухи, тем не менее, если это было, то наверняка написали местные СМИ, а может и нет, чтобы не отбивать поток туристов.

Как добраться до Водопада Тобот в Дагестане

Чтобы добраться до водопада Тобот в Дагестане, вам нужно попасть в районный центр Хунзах, точнее, он будет для вас ориентиром в направлении. В сам Хунзах, вам можно сказать заезжать не придется, но с другой стороны, есть так называемый новый и старый Хунзах, вот до него вы как раз не доедите.

Провешенные веревки на фоне водопада в Хунзахе, для экстримальных покатушек
Провешенные веревки на фоне водопада в Хунзахе, для экстримальных покатушек

GPS Координаты Хунзахского водопада Тобот

42.555109, 46.71911 - географические GPS координаты водопада Тобот в Дагестане.

Обрыв водопада Тобот в Дагестане
Обрыв водопада Тобот в Дагестане

Стоит ли смотреть Хунзахский водопад Тобот в Дагестане

Я не могу сказать, что водопад Тобот в Дагестане, чем то примечателен, более того, там не один водопад, однако, сама дорога до него и вид на ущелье, определенно стоит посмотреть. Возможно, я попал не в момент бурного потока водопада Тобот, но один из этих водопадов, по факту является сливом, который выходит по каналам, со стороны Хунзаха. В общем понимании, место достаточно красивое, и я бы съездил его посмотреть.
Искусственно - настоящий водопад Тобот в Хунзахе
Искусственно - настоящий водопад Тобот в Хунзахе

И помни, Путешествуй онлайн наблюдая за мною ;)

  • Лайкни 👍
  • Подпишись
  • Комментируй 👀

❗ПОДЕЛИСЬ В СОЦСЕТЯХ❗

Читайте также: