Найти тему
Сценарист.ру

Конвенции комедии от Макки

Аткинсон
Аткинсон

Комедийное видение ситуации отличается от драматического.

Драматики заворожены природой человека, они романтики. В самых трагических ситуациях, они находят способ показать величие человеческого духа, им интересен внутренний конфликт. Они апеллируют к чувствам.

Комики думают о природе человека так: «Даже при самых лучших обстоятельствах, человек сумеет все про*бать!», они циники и наиболее депрессивные люди на свете, потому что не могут просто игнорировать всю эту глупость вокруг. Комики – это рассерженные идеалисты, с очень острым и злым умом, высоким IQ, они апеллируют к интеллекту. Когда хочешь сорвать маску благолепия с какой-нибудь хрени, скажем, алчности, просто высмеивай её. Поэтому: КОМЕДИЮ НАДО НАЧИНАТЬ ПИСАТЬ С ИДЕИ: КАКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ ХОЧЕШЬ АТАКОВАТЬ.

Обычно объектами атаки рассерженных комиков являются: социальные институты, богатые, военные, семья, офис, бездельники. Если речь идет о международном прокате и надо учитывать культурные различия, то стоит помнить – что культура это тонкий слой, а человеческая сущность – бездна. Поэтому надо обращаться к глубинным вещам, но помещать их в уникальный сеттинг, (мир истории должен быть уникальным, суть – универсальной – прим. моё).

Самый лучший способ создать юмористическую ситуацию – это взять две несовместимые, но хорошо известные и одинаково распространенные идеи, и столкнуть их. (создание когнитивного диссонанса, «разрыв шаблона»).

Все люди живут с болью, но у комиков есть достаточный запал, чтобы выразить эту боль и может быть что-то изменить таким образом.

Интеллектуальная природа комедии накладывает ограничения – это строго о том, что сейчас, в данный момент, в заготовках газет. Даже если сеттинг это другое время, как допустим, в «Монти Пайтон и Святой Грааль» - то высмеиваются все равно глупости современного восприятия.

Разница между комическим героем и драматическим:

Комический протагонист страдает невыносимо, но никогда не сдается и не теряет надежды. Страдать он должен до такой степени, чтобы к финалу аудитория молила автора: «Господи, ну дай же ты ему это!». И у комического, и у драматического протагониста будут и цель, и осознанное желание, и подсознательное, и оба будут отчаянно желать достичь своей цели, однако разница в интенсивности. Желание комического протагониста – это всегда слепая одержимость своей целью на всех уровнях желаний.

Примеры слепой одержимости:

  • на уровне цели: добыть что-то любой ценой (пример: «Blowfinger» - пятидесятилетний режиссер-неудачник хочет снять фильм до такой степени, что начинает снимать звезду без его ведома – подстраивая сцены из фильма вокруг него и снимая скрытой камерой, звезда сходит с ума от этого – фильм про инопланетян);
  • на уровне осознанного желания: герой хочет показать, что он самый умный, или он хочет произвести впечатление на девушку «Все без ума от Мэри» и т.д.;
  • на уровне неосознанного желания – слепая одержимость в отношении «каким быть в глазах других» - милым, всем нравится, быть секси, быть роковой, быть авторитетом и т.д.

Важное замечание: СЛИШКОМ МНОГО ЭМПАТИИ УБИВАЕТ СМЕХ. Герой должен быть максимально понятным, но при этом должна оставаться какая-то дистанция между ним и зрителем. Иначе зритель не будет смеяться, когда герою больно – а в комедии герою должно быть постоянно так больно, как ни одному герою драмы.

Широко распространенные комические приемы: поляризация и деменция (безумие).

Поляризация – это противопоставление героев друг другу, черт характера героя друг другу, различное отношение к жизни, разница в ценностях. Конфликт – это столкновение систем ценностей.

Деменция (безумие) – например герой читает книги, притворяясь очень умным, но постоянно попадает впросак, потому что он идиот.

Характер – это то, как герой принимает происходящее.

Характеризация – это набор деталей, черт и навыков, которые делают героя уникальным.

Комический персонаж = слепая одержимость + поляризация + деменция.

Можно опустить “narrative drive” (нарастающую динамику повествования). В драме повествование строится так, чтобы зритель каждую секунду гадал, что будет дальше. В комедии некоторые сцены, и даже целые подсюжеты, могут быть исключительно для смеха.

Все поворотные точки - это самые смешные сцены.

Конвенции комедии:

  1. В комедии никто не должен быть ранен – всегда должна оставаться условность, что на самом деле ему не больно. Кровь – это выход за грань. Немного боли может быть в черных комедиях, но и там – не должно быть физического страдания, которое аудитория может принять как реальное.
  2. Ясность (четкость, понятность) – комедия должна быть очень ясной, не должно оставаться никаких недосказанностей, это удел драмы, там недосказанности будят интерес. А в комедии все должно быть предельно ясно – цели, мотивы, результат.
  3. Хэппи Энд. Не обязательно реалистичный, скорее наоборот – максимально идеалистичный.
  4. Атака на социальные институты. Высокая комедия может быть адресована только очень образованной аудитории, которая в состоянии понять сарказм и софизмы. Низкая комедия высмеивает низость человеческой натуры – туалетные юмор, секс-фарс.

«Пародия» - это когда берут то, что на самом деле очень нравится и над этим иронизируют;

«Сатира» - это когда высмеивают то, что терпеть не могут;

«Фарс» - это взять обычную ситуацию и сильно ее преувеличить.

Преувеличение вообще свойственно для комедии.

КОМЕДИЯ = НЕ ТА ПЕРСОНА + НЕ В ТОМ МЕСТЕ + НЕ В ТО ВРЕМЯ

«Монти Пайтон»

Ситком исторически происходит из «комедии манер», возникшей в начале 19 века, когда нувориши активно стали входить в общество «старых денег». «Верхний средний класс» - люди добившиеся высокого положения благодаря своим силам, но не такие тупые, как наследная аристократия вроде идиотов из королевской семьи, - всегда была в восторге от комедий. В ситкоме все герои имеют какую-то слепую одержимость и эти одержимости должны быть полярны друг другу, чтобы постоянно приводили к конфликтам.

  1. Смех это защитная реакция – люди в депрессии раздражают.
  2. Смех снимает неловкость и напряжение.
  3. Смех способствует сексуальному сближению – быть смешным вообще самое крутое.
  4. Смех позволяет принять какие-то вещи в себе, стать терпимым по отношению к тем, кто не нравится – смеясь над кем-то, мы понимаем его
  5. Смех полезен для здоровья – эндорфины.

Структура шутки

Любая шутка состоит из set up (установки) и Punch (удар). Чтобы шутка сработала – установка должна быть очень сильной. Невозможно придумать эффектный панч, если слабый сет ап.

Сет ап – это нагнетание напряжения, его надо довести до пика, и на пике должен быть панч. Он может быть не один. Пример: «Все без ума от Мэри» - один сет ап (у парня, который очень хочет быть со всеми милым, эрегированный член защемило молнией брюк в доме его любимой девушки, которую он пришел приглашать на выпускной бал, представившись ее родителям). Один сет ап – и к нему 24 панча, разрешения этой ситуации.

Смех освобождает от ненужного напряжения – напряжение уходит, эмоции остаются.

Лучшая шутка – это когда две идеи сталкиваются в мозгу.

Объекты шуток должны быть реально значимыми – шутить надо над тем, что реально задевает людей. Религия, политика, смерть, секс.

Секс – основная составляющая и подтекст юмора.

Поиск комедийного контента – это всегда наблюдение за жизнью. ЧТО МЕНЯ РЕАЛЬНО БЕСИТ? Затем надо взять как можно больше противоположных точек зрения на это явление и столкнуть их все между собой. 2 идеи необходимы как минимум, чтобы создать комическое противостояние.

Шутки можно создать только вокруг реально значимых вещей – что может затронуть людей реально глубоко. Сет ап может быть о самых серьезных вещах – 9/11, Холокост. Если что-то становится священным настолько, что смеяться над этим нельзя – это признак тирании.

Время в комедии

Надо тренировать в себе ощущение, когда аудитория уже готова смеяться. Панч слишком рано – аудитория не дошла, слишком поздно – напряжение начинает падать. Шутки должны идти одна за одной, между ними не должно быть перерывов.

Юмористические приемы:

  1. Совмещать несовместимое – не то, не там, не в то время – идеи, люди, действия. всё
  2. Тривиализация сакрального (сделать святое обыденным) – брать важные вещи и делать их тривиальными, или сакрализация тривиального – брать фигню и раздувать ее до святого
  3. «Поменять местами» - мужчину и женщину, взрослого и ребенка
  4. Любое противопоставление с критической точки зрения – высмеять противоположное
  5. Комедия = нонсенс

Постоянно надо сверяться с моральными установками и эмоциями аудитории. Аудитория всегда знает, что хорошо, а что плохо. Надо играть с этими моральными установками, выстраивая комедийную историю. Показывать их ложность или истинность, глупость, изобличать лицемерии, срывать все маски со зла.