Найти тему
XXL

Что такое Матрица

Здравствуйте, мои дорогие подписчики! Меня зовут XXL. И сегодня мы начинаем оценивать серию фильмов «Матрица», и начнем мы с первой части.

Матрица

Постер фильма
Постер фильма

Двадцать три года назад вышел фильм, который поразил весь мир своими спецэффектами и атмосферой. Многие не верили в него и считали, что он провалится, но в итоге работа Братьев Вачовски смогла поразить зрителей и критиков и дать свет новой серии. Но как же получился такой фильм, который смог так поразить всех и дать своеобразный толчок мировому кинематографу. А вот об этом я сейчас расскажу. Так что усаживайтесь поудобнее, заваривайте чай с печеньками, я начинаю свой рассказ.

История создания

Зарождение идеи

Все началось с двух братьев Вачовски. Да, в то время они были братьями. Ларри и Энди Вачовски с детства любили смотреть фильмы. Причем настолько, что их родители регулярно водили их в кинотеатр и устраивали им двойные и даже тройные сеансы. Благодаря просмотру кино фантазия братьев развивалась, которую они выплескивали в ролевую игру Dungeons& Dragons и в создание комиксов. Им было интересно создавать у себя в голове целые миры.

Ни один из братьев не смог закончить колледж - они оба решили оставить образование ради заработков. Но при этом братья решили не забывать про свои детские увлечения комиксами. Конечно же, через некоторое время это принесло свои плоды. В начале девяностых Ларри переехал из Чикаго в Нью-Йорк, где получил для себя и для брата работу в издательстве Marvel.

Однажды во время работы Вачовски начали обсуждать свои вымышленные миры, и во время обсуждения кого-то из них посетила мысль: «а что, если наш собственный мир оказался лишь компьютерной программой?» Эта идея поначалу напугала их, но в итоге братья посчитали, что она очень хорошо подходит для научно-фантастического кино. А их давняя любовь к аниме и фильмам про восточные единоборства уже тогда определила их стиль будущего проекта.

Поначалу Вачовски хотели сделать людей не батарейками, а частью нейронной вычислительной сети, но в итоге они отказались от этого, так как посчитали это сложным для зрителей.
Поначалу Вачовски хотели сделать людей не батарейками, а частью нейронной вычислительной сети, но в итоге они отказались от этого, так как посчитали это сложным для зрителей.

Иногда жизнь дает важный урок

Сценарий «Матрицы» был не первым, за который взялись Вачовски. Еще учась в колледже, Ларри сочинил адаптацию романа Уильяма Голдмана «Принцесса-Невеста». Как только Ларри написал сценарий, он тут же связался с автором романа, чтобы обсудить покупку прав на экранизацию, но писатель, даже не дослушав предложение, тут же бросил трубку. Это дало понять, что с Ларри не хотят иметь дело. Спустя некоторое время Вачовски смогли набраться опыта и продать несколько своих сценариев: первой их работой стал триллер, фильм ужасов о каннибалах «Плотоядный», второй – стал экранизация комикса «Пластиковый человек». Но первый настоящий успех пришел к братьям в 1994 году, когда они продали студии Warner Bros сценарий криминального боевика «Наемные убийцы». Братья решили воспользоваться моментом и подсунули продюсеру студии Лоренцо Ди Бонавентуре синопсис «Матрицы».

Ди Бонавентура и его коллега Джоэль Сильвер поначалу не поверили в братьев, но все же решили курировать их, так как им все же понравилась их идея. Сильвер был поражен общей концепцией, но была и обратная сторона медали. Он считал, что зрители не смогут понять материал. И в итоге он потребовал вставить побольше поясняющих диалогов. Еще трудностей добавлял размах проекта, который требовал создание сложных визуальных эффектов, многие из них в то время не были изобретены. Но все-таки продюсеры решили дать шанс братьям, но только при условии, если братья смогут представить менее амбициозную версию фильма, которая сможет понравиться публике, и заключили контракт на три фильма.

Для впечатления продюсеров братья Вачовски заказали художникам Джеффу Дэроу и Стиву Скроусу сделать подробные раскадровки будущего фильма на основе их сценария.
Для впечатления продюсеров братья Вачовски заказали художникам Джеффу Дэроу и Стиву Скроусу сделать подробные раскадровки будущего фильма на основе их сценария.

Однако уже съемки «Наёмных убийц», стал для Вачовски своеобразным уроком и холодным душем. Изначально фильм должен был ставить Мел Гибсон, но съёмки его другого фильма «Храброе сердце» неожиданно затянулись, и он передал работу своему другу Ричарду Доннеру. А тот тут же нанял нового сценариста Брайна Хелгеланда, который переписал сценарий, убрав при этом большую часть насилия, а главного героя сделали неинтересным, пресным и чересчур «правильным». Вачовски были вне себя от ярости и даже требовали убрать свои имена из титров. Но поделать было уже ничего нельзя. Как говорится Голливуд, есть Голливуд – если ты сам продал свою работу, будь готов к тому, что с ней сделают все что угодно, при этом, не спросив твоего мнения.

Эта история стала для братьев уроком на всю жизнь: если они хотят, чтобы их замысел воплотился на экране в неизменном виде, то сами должны стать режиссерами. Но тут сразу возникала проблема: такой проект как «Матрица» требовал большого вложения денег. Такую сумму в руки дебютантов никто не даст. И тут снова пришла помощь от продюсеров Warner Bros. Они заявили: «Хорошо, хотите сами снять «Матрицу», мы вам дадим такую возможность, если докажете, что умеете снимать».

Экзамен

Вачовски приняли вызов. Их «выпускным экзаменом» стал неонуарный детектив «Связь». У фильма был небольшой бюджет, но при этом у Вачовски был полный контроль над картиной.

Еще до выхода «Матрицы» Нил Гейман написал по ее мотивам рассказ «Голиаф», основанный на версии сценария с нейронной сетью.
Еще до выхода «Матрицы» Нил Гейман написал по ее мотивам рассказ «Голиаф», основанный на версии сценария с нейронной сетью.

Параллельно с дебютом братья Вачовски завершили сценарий «Матрицы» за пять месяцев до выхода «Связи» на экране. Вариант сценария был итоговым, его лишь только нужно было доработать в некоторых сценах.

Осенью 1996 года «Связь» впервые показали на Венецианском кинофестивале. Фильм не вышел в широкий прокат и не смог окупить свой бюджет, но зато критики были в восторге от фильма и хвалили Вачовски за режиссуру и отменное чувство стиля. Их даже назвали новыми братьями Коэн. В общем, экзамен был сдан, и «Матрице» дали зелёный свет.

Срочно нужна звезда

Но с согласием продюсеров не решались все проблемы. Братья требовали восьмидесятимиллионный бюджет, а студия не хотела рисковать такой суммой. А Вачовски же наоборот не хотели жертвовать своей зрелищностью. Джоэль Сильвер все же смог найти выход из трудного положения. Фильм решили снимать в Австралии, где аренда съемочной площадки была дешевле, чем в США. Бюджет в итоге составил 63 млн. долларов – сумма небольшая по меркам нынешнего Голливуда, но по тем временам внушительная.

Изначально в сценарии «Матрицы» было больше крепких выражений. Перед выстрелом «Попробуй, увернись» Тринити должна была сказать агенту «Попробуй, увернись, mothefucker!»
Изначально в сценарии «Матрицы» было больше крепких выражений. Перед выстрелом «Попробуй, увернись» Тринити должна была сказать агенту «Попробуй, увернись, mothefucker!»

Но чтобы окончательно убедить Ди Бонавентуру в успехе будущего фильма. Вачовски нужен был для главной роли актер с громким именем. Жестких требований к внешнему виду Нео не было, главный герой описывался скупо: «молодой человек, который знает о жизни внутри компьютера больше, чем за его пределами». Поэтому на роль Нео рассматривались все возможные и невозможные кандидатуры. Нео могли сыграть: Том Круз, Вэл Килмер, Бред Питт, Эван Макгрегор или Леонардо Ди Каприо. Забавно, что последний отказался от переговоров, поскольку боялся потеряться на фоне спецэффектов, но сам при этом снялся в фильме «Начало», где спецэффектов тоже было немало, да и по сути роль была такая же.

Наконец продюсеры сделали официальное предложение. И первым кандидатом на роль Нео был Николас Кейдж. Но в итоге он сам отказался от роли, так как не хотел работать далеко от семьи. Потом долгое время роль предлагали Уиллу Смиту, но и тот дал отказ, сделав выбор в пользу фильма «Дикий, дикий Запад». Но Смит никогда не жалел об этом выборе, даже не смотря на то что «Дикий, дикий Запад» провалился. В конце концов, список кандидатов на роль Нео до двух претендентов – Джонни Деппа и Киану Ривза. Сами Вачовски хотели утвердить на роль Деппа, и это было понятно. Он как актер сильнее и многограннее Ривза. А в карьере Киану до «Матрицы» не было ни одной большой роли с репликами. Но все же продюсеры утвердили и настояли на Ривзе и тут как ни странно их можно понять. Дело в том, что в те годы Депп не считался звездой способной привлечь зрителей в кино, а на счету Ривза было немало боевиков, да и в том числе картина в жанре киберпанка – «Джони Мнемоник». Ну и самое главное, Киану сразу заинтересовался проектом после прочтения сценария и тут же подписал контракт, не задумываясь.

На роль Морфеуса рассматривался Гэри Олдман, а на роль Агента Смита был предложен Жан Рено. Если бы актеры согласились, то фильм бы стал своеобразным соединением звезд «Леона», только теперь бы Олдман играл героя, Рено стал бы злодеем. Когда Олдман отказался от роли Морфеуса, роль предложили Сэмюелю Л. Джексону и лишь затем – привычному нам уже всем Лоуренсу Фишеберну.

Что же касается Рено, он все же решил сниматься в «Годзилле» Роланда Эммериха. И при всем уважении к актёрскому мастерству Рено, Матрице это только пошло на пользу, потому что занявший его место Хьюго Уивиг стал одной из самых удачных находок Вачовски и их постоянным партнёром на долгие годы. Помимо «Матрицы» и ее продолжений они вместе поработали над фильмами - «V – значит Вендетта и Облачным Атласом.

Спецэффекты

Вачовски были давними фанатами гонконгских фильмов про единоборства, и мечтали нанять Юйэня Воо-пина, постановщика трюков, который много лет работал с Джеки Чаном. Юйэнь не очень хотел работать над непонятной голливудской фантастикой, поэтому выдвинул, как ему казалось невыполнимые требования: огромный гонорар, полный контроль над съемкой сцен и столько времени на тренировку актеров, сколько понадобиться, чтобы они набрали подходящую форму. И к его удивлению, Вачовски немедленно согласились на все условия.

В итоге подготовительный курс для актеров растянулся на целых четыре месяца. При этом на тренировке Киану Ривз заработал смещение шейных позвонков, и ему потребовалась срочная операция. Из-за этого он пропустил два месяца тренировок, а все оставшееся время он проходил с банджаном на шее. Даже к началу съемок Ривз не смог полностью оправиться.

Травмы были и у других актеров. В первый же день у Хьюго Уивинга на ноге обнаружился полип, который пришлось удалять при помощи операции. Естественно стал вопрос о замене актера, но и тут Вачовски смогли умно выкрутиться – просто перенесли съемку его сцен на более позднее время. Актриса, которая сыграла роль Тринити (Кэрри Эн-Мосс) во время съемок вывихнула лодыжку, но, испугавшись, что ее уволят, решила никому об этом не говорить и мужественно терпела боль.

Но самая сложной сценой для всех стала сцена схватки Нео и Смита в метро. Работа затянулась на десять дней дольше планированного, потому что целых два каскадера получили травмы: один на съемках сцены, где Смит бросал Нео в телефонную трубку, а в другой в эпизоде, где Нео подпрыгивал, впечатывая Смита в потолок.

Съемки в «Матрице» опасное дело
Съемки в «Матрице» опасное дело

Но трудности не ограничились только травмами актеров. У фильма оказались сложные спецэффекты, самый известным из них стал bullet-time – или по-другому замедление времени. Первоначально мастер по спецэффектам Джон Гаэнта хотел обойтись манекенами, тросами и всего одной камерой, установленной на тележку. Вокруг места съемок прожили рельс, для того чтобы тележка по ним двигалась на огромной скорости. Однако после нескольких разбитых манекенов и сломанных тележек стало ясно, что это тупиковый путь.

И тут создатели устроили мозговой штурм: выдвигались самые разные идеи, даже безумные, вплоть до использования миниатюрной камеры с приделанным к ней ракетным установкам. Но в итоге был сделан исторический выбор – использовать эффект bullet-time.

Сама эта технология была известна до «Матрицы», но именно Вачовски смогли познакомить с ней зрителя и показать весь ее потенциал. Вначале действия снимались на обычные камеры, полученная анимация сканировалась и редактировалась на компьютере, после чего ее можно было использовать в качестве фона. Затем наступал черед 120 камер специальных фотокамер, которые были расставлены вокруг съемочной площадки. Каждая камера делала по фотографии актера, висящего на тросах на фоне зеленого экрана.

Далее фотографии вводили в компьютер, тросы стирали, а отснятый заранее фон вставляли вместо зеленого экрана. Фотографии составляли в ряд, чтобы сделать своего рода последовательность кадров, а при помощи специальной программы смогли заполнить промежутки между кадрами, добившись при этом плавных переходов между ними. В результате создалась иллюзия, будто камера летит вокруг «замершего» объекта, причем движение можно было ускорять или замедлять по желанию режиссера. После этого оставалась только дорисовать на компьютере медленно летящие пули. За такие эффекты «Матрица» получила заслуженный Оскар за визуальные эффекты.

Мы затмили самого Лукаса

В начале 1999-го критики думали, что главным событием года станет первый эпизод «Звездных войн». «Матрица» же считалась темной лошадкой на фоне «Звездных Войн». Но в итоге темная лошадка смогла затмить картину Лукаса. «Матрица» стала настоящим событием для кинематографа. Она заработала в итоге 450 млн. долларов в мировом прокате.

Но самое главное это то, как «Матрица» смогла повлиять на кинематограф. Многие режиссёры стали учиться при помощи этого фильма, а именно, снимать такие же масштабные экшен-сцены, учились применять эффект bullet-time. Многому у «Матрицы» научились даже компьютерные игры из примеров можно привести игру Max Payne, она полностью смогла перенять эффект bullet-time в свой геймплей.

Применение эффекта буллит–тайма в игре про Макс Пейна
Применение эффекта буллит–тайма в игре про Макс Пейна

Многие зрители отмечали то что «Матрица» похожа на многие фантастические фильмы и составляла своего рода винегрет из многих фильмов.

Ожидаемое продолжение

Вачовски сразу задумывали «Матрицу» сделать трилогией, но студия долго не хотела давать зеленый свет продолжениям пока не осознала, какое на них свалилось величие и богатство после выхода «Матрицы». Через некоторое время продюсеры студии наконец то дали зеленый свет продолжению «Матрицы», и через четыре года вышло два продолжения фильма. Но о них мы поговорим уже в следующих обзорах.

Мнение о фильме

Я обожаю смотреть и пересматривать «Матрицу», и не только первую часть, но и всю трилогию и считаю это цельным произведением, где без одного из частей сложно понять сюжет. Мне очень нравятся спецэффекты в фильме, особенно буллит-тайм. Агента Смита я считаю одним из лучших антагонистов в кинематографе, то как его роль исполнил Хьюго Уивинг – это вообще высший пилотаж, среди многих актеров. В принципе мне нравятся все актеры, а точнее то, как они исполнили свои роли в фильме. Я фанат «Матрицы», я даже в подростковом возрасте пересматривал трилогию на диске чуть ли не каждый день, настолько она мне тогда нравилась, и нравится сейчас.

Я ставлю оценку фильму 10/10, на мой взгляд, это лучший фильм в жанре киберпанка как таковом и о возможном создании мира.

Ну, вот мы и рассмотрели первую «Матрицу», узнали историю ее создания. Я же с вами прощаюсь, мои дорогие подписчики. Желаю вам посмотреть фильм и составить свое мнение. До сведения, до скорых встреч.