Йольстер – сельская община в Западной Норвегии. Берег прозрачного ледникового озера, штрихи снега на вершинах гор, поля, сады. Идиллия, но лишь на первый взгляд. Жизнь в норвежской глубинке конца 19 века была далека от удобства. Даже для пастора.
В 1883 году в Йольстер приехал молодой священник Кристиан Аструп с семьей.
Старый пасторский дом в деревушке Ольхус, построенный еще в 1819 году, был в ужасном состоянии. Потолок местами настолько прохудился, что в гостиную попадала дождевая вода.
Старший из детей, Николай, часто болел. Доктор, навещавший его, упоминал в письме городской комиссии:
«Это старая и маленькая лачуга, и любая семья должна чувствовать себя там нездоровой, как духовно, так и физически. Особенно непригодна кухня, она продувается сквозняками, в ней дымно в дождливую погоду, а зимой так холодно, что никто не может оставаться там без риска для здоровья».
Холодно было и в мансарде, где спали дети. Всего в семье Аструпов родилось четырнадцать детей. И трое из них погибли практически одновременно от дифтерии в 1887 году.
У Николая же развивается астма. Приступы ее мучительны, особенно по ночам. Мальчик часто бродит по окрестностям в надежде, что свежий воздух поможет ему.
Отвлекает его чтение. Потрепанный сборник норвежских народных сказок («Norske folkeeventyr») чудом сохранился в доме. Отец Николая – аскет, религиозный фанатик. Он отвергает языческие мифы и обряды, почти отвергает быт.
Отвлекает Николая и рисование.
Но Кристиан Аструп всегда хотел, чтобы старший сын его стал священником. Он отправил мальчика в кафедральную школу в Тронхейм изучать теологию и латынь. Учился Николай скверно, итоговый экзамен по латыни был провален, но рисунок, живопись, а также естественные науки, давались ему без труда.
Николай вернулся домой с твердым намерением продолжить обучение живописи в Кристиании (нынешнем Осло). Отец всячески противился этому. Говорил, что у него нет таланта, что художнику практически невозможно содержать себя и семью. На какое-то время Николай стал домашним учителем для своих младших братьев и сестер. Помогал в полевых работах, придумывал узоры для матери, занимавшейся ковроткачеством. И не забывал свою мечту.
Во время одиноких ночных прогулок он подмечал все: плавную смену времен года, полуночную луну, цветы, подобные светлячкам в ее свете. Горы, деревья, небо, луга – сказочный пейзаж. Жители деревни считали его дурачком.
А сам он много позже напишет: «Я хотел омыться в диких цветах Западной Норвегии, очиститься от всего, что я мог впитать из чужого искусства, чтобы избежать всех влияний и найти свой собственный стиль».
Отец строго запретил Николаю участвовать в языческих праздниках, но канун летнего солнцестояния – вечер и ночь перед Днем Святого Иоанна стал одним из главных мотивов в творчестве художника. Яркое пламя костров, дым горящего можжевельника, танцующие парочки, волшебство летней ночи – все это очаровывало, но лишь издали. И на картинах всегда присутствует грустная тень – наблюдателя, не участника.
«Мне пришлось отойти за забор и смотреть и слушать, как другие танцуют вокруг костра и кричат от радости».
К этому же времени относится одна из его ранних работ: «Старуха с фонарем». Примечательно, что написана она была на самодельном холсте - куске ткани, вырезанном из поношенной пары брюк.
Сохранилось описание картины самим художником:
«Раннее зимнее утро. Сугробы. Серое на сером, светло-серое небо и темно-серые хлопья снега. Единственный элемент, не вписывающийся в эту серую схему, – фонарь, который несет темно-серая женская фигура. Свет, отбрасываемый на снег, сливается с очертаниями фонаря».
Картина – эмоция. Снег изображен как естественное препятствие, которое нужно терпеть и побеждать.
В 1899 году отец все же дал Николаю немного денег на дорогу. Юноша уехал в Кристианию, но вечерние занятия в Королевской норвежской художественной школе быстро разочаровали его. Николай поступил в школу живописи художницы Харриет Бакер. Он много трудился, чтобы заработать на жизнь и учебу – рисовал рождественские открытки, фоны для фотоателье. Жил очень бедно.
«Неделю я продержался на пятидесяти эре»
Он, вероятно, был самым бедным учеником в школе, но одним из самых талантливых.
На Весенней выставке Общества художников Кристиании 1901 года работу Аструпа заметили. Художница Китти Кьелланд познакомила Николая с Олафом Скоу, промышленником, художником и меценатом. Аструп получил стипендию на поездку в Европу. Он уехал в Берлин, затем в Париж, где учился в Академии Коларосси у Кристиана Крога. Калейдоскоп новых имен, техник, впечатлений. Работы Арнольда Беклина, Констебля, Анри Руссо, японские цветные гравюры на дереве Укие-э. Но он был далек от желания подражать.
Именно в Париже он вполне осознал прелесть природы своей родины, уникальной, «норвежской». Мир работ Николая Аструпа – именно его собственный: мистический, идеальный. Мир по-детски свежий, порой наивный, всегда светлый и теплый.
В мае 1902 года Аструп вернулся в Ольхус. Темы его работ остались прежними: скалистые горы, озеро, дом священника и сад, фермерские дома, окрестности.
«Я попытался изобразить некоторое родство с природой. Запах и ощущение древних языческих религий, землю, наполненную легендами. Я, возможно, один из художников этой страны, наиболее близких к земле».
Кроме живописи его увлекла гравюра на дереве (ксилография). Он сделал цветные ксилографии с многих своих картин, и их практически невозможно отличить от живописи. Он вручную, кистью, ретушировал каждый отпечаток, менял цвета и текстуру, добавлял или убирал детали.
В 1907 году Николай женился на пятнадцатилетней крестьянке Энгель Сунде. К этому времени состоялось несколько его выставок, но финансовое состояние семьи оставляло желать лучшего. Лишь в 1913 году Николай смог купить собственную ферму в живописном местечке Сандалстранд: березы, крутой склон горы, вид на озеро. Но строения фермы были практически разрушены.
Первое жилище Николай перестроил сам. Это был маленький дом, практически хижина, с очагом в земляном полу. Постепенно то, что было по собственным словам Николая «жутким», превратилось в образцовую усадьбу. Сад, огород, коровы и куры, перестройка домов, постепенно образовавших традиционный норвежский двор – все это в дополнение к многочасовой работе за мольбертом.
«Весной волшебно, когда открыты окна и слышишь певчего дрозда. Он всегда прилетает сюда первым, потому что это первое место,где тает снег в Йольстере».
Аструпы выращивали ревень, вино из которого пользовалось спросом в деревне.
Энгель со временем стала превосходной ткачихой. Увлекалась она печатью по текстилю, коллекционировала старинные ковры, гобелены и передники, изготовленные деревенскими мастерицами.
Николай Аструп с большой любовью изображал виды усадьбы, детей.
В 1922 году супруги отправились в путешествие по Европе и Африке. Путешествие на некоторое время облегчило состояние художника, но, все же, он был далек от выздоровления.
Осенью 1927 года Николая преследовали тяжелые приступы астмы. В январе 1928 года он простудился во время поездки в машине с открытым верхом. Простуда переросла в пневмонию. 21 января 1928 года художник умер в возрасте всего сорока семи лет.
Для норвежцев творчество Николая Аструпа равнозначно достижениям композитора Эдварда Грига и драматурга Хенрика Ибсена. Он выражал свои чувства и воспоминания просто и полно: не музыкой, не словами, – красками.
В названии цитируется стихотворение норвежского поэта Стейна Мерена "Небеса" в переводе Антона Нестерова:
...фуга света, что сыграна на клавишах листьев,
крылья ветра сметают трепет колибри над камнем
Потревоженная тень замерла в ожиданье
Мне снится время, которому сон не ведом, и земля,
где, как здесь, никогда не заходит солнце
Место, где все пути сливаются, будто реки
В самой глубине леса,
где горизонты и шумящие дерева
прорастают навстречу друг другу
Что я знаю о времени
До того, как свет умрет в последнем подлеске
До того, как утонувшие звезды всплывут вновь
Обложка: Яблони в цвету. Масло, холст. Источник: https://cdn.creazilla.com/illustrations/7060417/nikolai-astrup-apple-trees-in-bloom-illustration-lg.jpeg
Рекомендую вам свои любимые каналы:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.