Существует жанр музыки, вдохновлённый ностальгией по 80-м годам прошлого века, по советскому периоду. Эта музыка создаётся на электронных инструментах, синтезаторах. По звучанию очень похожа на инструментарий того периода, хотя и современные технологии при создании используются. Речь идёт о синтвейве, а если говорить точнее, то о поджанре этого направления, называемого Советской Волной (Sovietwave).
Герой сегодняшней музыкальной экскурсии — Марксэн. Название расшифровывается как «Маркс и Энгельс». Забавно, но выбрано оно было случайно и попало в самую точку! Музыка Марксэна пронизана ностальгией к советскому периоду. Каждое произведение автора — как электронный музыкальный роман. Я пообщался с автором и составил сей музыкальный обзор. Этот текст лучше всего читать в наушниках 🎧 или с включенными колонками🔊: проведём самую настоящую экскурсию в мир звука. Давайте обо всём по порядку: и начнём мы с краткой биографической справки. 📜
Кто такой Марксэн?
Марксэн — электронный музыкант из подмосковной Дубны; творит музыку в стилях синтвейв (synthwave), ретровейв (retrowave), sovietwave (советская волна). Для непосвящённых — электронная синтезаторная музыка, вдохновлённая периодом 80-х годов XX века. В случае советской волны, сюда добавляется также советский дух, антураж, ностальгия. Такая музыка черпает вдохновение из мира киберпанка, и кибернетической научной фантастики. 👨🔬
И мне очень приятно, что такие музыканты есть в нашей стране! Я уже говорил как-то на страницах своего канала, что очень влияет на человека его окружение, город, даже район, где он родился, вырос, состоялся как личность. 🌆
На творчество музыканта может сильно влиять город, где он постоянно проживает. В нашем случае, это Дубна — замечательный город, наукоград, центр высоких технологий. И люди там замечательные, такие как Костя (так зовут Марксэна по-настоящему). Честно говоря, я думал, что музыку эту творит высокомерный учёный 👨🎓🧐, до которого ни дописаться, ни дозвониться, с которым общаться очень сложно. Ан нет — оказался очень хороший и простой, приятный собеседник! 😎
Как всё начиналось?
Прежде чем перейдём к обзору музыки, стоит показать и рассказать, как всё начиналось. Дам здесь слово Косте.
Проект Марксэн изначально назывался «М. Отбойный», что должно было быть нашей с друзьями индастриал-метал группой «Отбойный Молоток». Ничему из этого не суждено было сбыться, а название внезапно вспомнилось году в 12-м наверно, я немного переделал его на советский лад, заменив «молоток» просто на букву «М», чтобы было похоже на имя/фамилию.
Итак, первые попытки творить музыку были вдохновлены творчеством группы Rammstein. Делались первые эксперименты с друзьями. Первый сборник вышел в начале 2010-х, но к современному Марксэну эти музыкальные эксперименты мало относятся. 🔊🎧🎹
Вот что говорит сам музыкант:
С одной стороны эту эволюцию предпочёл бы забыть как страшный сон, поскольку «кринжатина лютая», а с другой, не хочется забывать, что исток моего вдохновения — ранний Раммштайн и индастриал-метал
Потом молодой человек покинул коллектив и ушёл, как говорится, творить сольную музыкальную карьеру. Тут он открыл, что можно создавать музыку на компьютере при помощи секвенсоров, музыкального программного обеспечения. Ну и пошло-поехало! Первый по-настоящему «советский» электронный альбом появился в 2015 году. Впрочем, Костя считает эту музыку не совсем в духе Марксэна. Это его личное мнение, так как мне, как слушателю, нравится всё, что было выпущено под этой «торговой маркой». ™
Музыкальный обзор проекта Марксэн
За уходящий 2022 год композиции музыканта прозвучали в Яндекс.Музыке у меня целых 4 тысячи раз ‼💯
Яндекс.Музыка перед каждым Новым Годом составляет плейлисты. В этот раз они пошли дальше — составили подробную статистику по любимой музыке. Так что Марксэн у меня в хайлайтах (дословно с английского — на первом плане; так на Яндекс.Музыке назвали лучших из лучших у каждого слушателя) музыкальных предпочтений оказался.
Как можно охарактеризовать кратко музыку Марксэна? Говоря одной меткой, но ёмкой фразой, каждый его альбом — советский электронный музыкальный фильм.
Ведь действительно, каждый альбом музыканта очень хорошо, чётко, грамотно продуман с точки зрения концепции, содержания. В каждой композиции своя драма, свой накал, своя какая-то история. А ещё, сочинения Марксэна очень мелодичны. Звучание легко угадывается. Чувствуется что-то такое родное в музыке, словно из советских времён. Мотивы понятные и близкие. Ценители, аудиофилы и меломаны, заметят, что ещё звучание очень своеобразное: такое чувство, что слушаешь запись на виниле, что пластинка крутится на старом, добром, ламповом проигрывателе. Да, пожалуй, вот ещё одна характеристика музыки Марксэна — ламповость 🎤💡. Кто в теме, поймёт, что значит это выражение 😎
Чёрный космос. Вселенная не только романтична, но и крайне опасна!
В отличие от классического стиля sovietwave, в копилке музыканта хватает холодных, минорных работ. Таких, знаете, холодных, космических, без всей вот этой слащавости и приторности. Получилось довольно аутентично.
Возьмём, к примеру, альбом «Чёрный космос». Нередко любители СССР в музыке используют космические темы и показывают космос как нечто приятное, притягательное, крутое. 🚀🛸Все вот эти пафосные, либо по-детски наивные мелодии — этого всего не услышите вы на этом альбоме. «Чёрный космос» действительно чёрный, холодный, опасный. Говорит сам Марксэн:
Чёрный космос — это маленький протест против обилия «позитивных» космических альбомов в совьетвейве. Для меня космос —холодное жуткое место где человек в нынешней форме существовать не может. Космос ужасно красивый и манящий, даёт почву мечтать о чём угодно, но все эти мечты лично для меня разбиваются о пессимизм в отношении его освоения. Подобные истории неудачных исследовательских экспедиций — это как иллюстрация нашей жизни. Мы рождаемся полные желаний и надежд, преисполняемся ими в детстве. А за тем всё медленно рушится на протяжении времени, и всё для всех в результате заканчивается одинаков.
И всё так и есть. Альбом о неудачном космическом полёте. Послушайте две композиции, к слову, самые яркие на этом альбом: Коллапс и Гибель Экипажа. Первая очень динамичная. В ней хорошо задана тема, ритм. Приятная и бодрящая композиция. Вторая — напоминает финальные титры для старой доброй компьютерной игры. 🛰
Найтград — ода лучшему городу на Земле
Москва, как метко в советские годы говорилось и пелось, лучший город Земли. Впрочем, некоторые могут с этим поспорить. Ну а мы спорить не будем. Я недавно писал на канале о киберпанке, а также мире игры Cyberpunk 2077. Так вот, там показаны были немного мечты людей о сохранившемся СССР, но СССР добром, гуманистическом, настоящем царстве гуманизма и высоких технологий. Каким мог бы быть главный город Союза, если бы оно так было? Марксэн показывает нам на музыкальном языке, как бы это могло быть и выглядеть.
Каждая композиция альбома «Найтград» посвящается Ночному городу КиберБудущего. Все сочинения этого альбома полны электронного романтизма и динамики, передающие дух мегаполисов. А какие сочные мелодии получились! ✨
Возьмём композицию Мотоциклист. Когда я её слушаю, вспоминается советский психотриллер, о котором я писал. Хоть бери и как саундтрек к тому рассказу используй — настолько вписывается в тему
Или вот «Изо всех сил». Классная такая динамичная композиция. Оно о беге, о движении. Напоминает немного Бегущего по лезвию. Кстати, по признанию музыканта, и была идея и попытки сделать альбом чем-то вроде саундтрека знаменитого Вангелиса к этому фильму. 🧛♂️
Ещё из этого альбома лично мне очень запала в душу «Эта улица уходит в ночь». Одно название чего стоит. Впрочем, музыка этой композиции передаёт настроение ещё лучше. Получилось романтично, немного грустно, меланхолично, но по-доброму. Послушайте и оцените!
Тематика научных опытов и учёных породила Музыку высоких энергий
Как думаете, какой будет музыка человека, прожившего всю свою жизнь в наукограде? Конечно, это оставит свой отпечаток на творчестве. Марксэн сотворил немало музыкальных сочинений, где затрагивается наука, научные разработки, учёные и т. п. Кстати, одна из композиций так и называется — «Город Учёных». В ней здорово передаётся дух такого города, где живут учёные, научные работники. 👩⚕️👨⚕️👩🔬
Этот альбом, кстати, называется «Музыка высоких энергий». На нём есть композиция с одноимённым названием. Послушаем её. Чем не перекличка с физикой высоких энергий, изучаемой в наукоградах России, таких, например, как Саров, Снежинск, или та же Дубна?
Или динамичная, живая, «Экспериментальная установка». Слушаешь это сочинение и прямо представляешь, как крутится некий таинственный агрегат. Вокруг стоят научные работники в белых халатах и фиксируют параметры, а иные их коллеги вводят и обрабатывают полученные данные на ЭВМ, обязательно советского производства. Учёные проводят свой эксперимент, проверяют гипотезу. У их руководителя существуют свои предположения, вот только экспериментом пока они так и не подтвердились. Эксперимент почти срывается. Идёт драма в испытательном зале. И вот, происходит неожиданная развязка... 👨🎓
Советский хоррор и фильмы.
Я посмотрел большое количество научных, научно-популярных и просветительских фильмов, созданных в Советской стране. Оказалось, что не единственный я их поклонник — Марксэн также проникся их духом и настроением. Вот интересная тема, ещё толком не поднимал её в статьях, но в советских фильмах жутковатая музыка, да и настроения, чувства и эмоции людей передаются там конкретно... Даже если в фильме ничего жуткого самого по себе не показывается, музыка (особенно тогдашняя, созданная при помощи электронных инструментов) нагоняет чуток жути. И от этого, кстати говоря, неплохо усваивается материал. Об этих феноменах ещё поговорим отдельно.
Кстати, вот что пишет на этот счёт наш сегодняшний герой:
Меня всегда привлекала эта жутковатая атмосфера в советских документалках. Вроде смотришь фильм про устройство локомотива, а музыка как в хорроре каком-то. Изначально Марксэн и был попыткой передать эти диссонансы.
В этом плане очень показательны работы музыканта, такие как Мир на экране. Этот альбом был навеян советским фильмом о химическом оружии, его поражающих свойствах. Мы такие фильмы в школе тоже смотрели на ОБЖ. Автор настолько проникся той идеей, что вышел целый альбом, тематика которого навеяна такими фильмами. Между прочим, получилось не очень-то и жутко.
Кстати, многие смотрели фильм-катастрофу о самолётах «Экипаж». Был менее известный фильм тех же примерно времён под названием «Размах крыльев». На Яндекс.Музыке, к сожалению, не представлен альбом Марксэна «Фильм-катастрофа», а жаль. Сюжет альбома — ситуация, где у самолёта в полёте отказали двигатели. После мытарств в воздухе, пилот в итоге смог успешно посадить самолёт. Пассажиры и экипаж спасены. Послушать альбом можно на YouTube. ✈
И немного о высокой психологии...
Среди творчества музыканта хотелось бы выделить ещё один альбом, он называется «Царство Морфея». Удивительные темы там подняты: идеи ловца снов, работы с бессознательным. Альбом вдохновлён советским фильмом «В поисках единства». Я ещё не составил на фильм обзор, но как будет готово — обязательно поделюсь с вами. Мне было очень интересно. Кто знаком давно с моим блогом, знает, что я много писал и пишу о психологии.
Занятно, но один из треков называется «Хулиган». Конечно, он немного выделяется из общей тематики альбома, но не это привлекает внимание. Считается, что sovietwave должен быть весь таким мягким, пушистым, наивным, несерьёзным. Тем не менее, у нас в стране были композиторы, в том числе и электронные, творившие очень серьёзные, даже я бы сказал холодные, композиции. Например, Эдуард Артемьев. Когда я послушал Хулигана, сразу вспомнилась музыкальная тема фильма «Курьер» Карена Шахназарова. Послушайте, что скажете?
О музыке, технике, жизни
Мне любопытно, почему музыканты вдохновляются советскими временами, творят в похожих стилях. Ностальгия? Возможно. Причём, что занятно, немало вдохновлённых этой эпохой артистов в ней фактически не жили. Ответ, разгадку этого феномена дал Марксэн при нашем общении:
Мне нравится образ созданный о советском союзе 70-80-х. Но я осознаю, что это не более чем сказка. Мне кажется что условия жизни человека связаны в большей степени с интеллектуальным развитием. В какой идеологии или устройстве общества ставится на первое место образование и наука — за то устройство я и буду. Интеллектуально развитый человек не убивает из-за религии, из-за расы и тому подобного. Он запутан в собственных мыслях, ему дела нет до других. Такое общество поистине идеально, а правят всем роботы, конечно же.
Поговорили и о музыкальных технологиях. Я со многим музыкантами стараюсь на эту тему обязательно общаться. Так, одни — истинные технократы, выставляют напоказ своё оборудование, активно продвигают тот или иной бренд техники и программного обеспечения. Другие — больший упор делают на мелодии, музыкальную составляющую. Бывают и третьи, которые и те, и другие вместе. Марксэн — из последних, как мне показалось. Увлекается технологиями, верит, что однажды идеальную музыку будут писать нейросети. В музыкальном творчестве активно использует программное обеспечение — Steinberg Cubase и VST-синтезаторы. Очень увлечён созданием качественного звука, звуковыми технологиями. 🎹💻🔊
Кстати, замечательные обложки к своим альбомам создаёт самостоятельно. Обложки такие, что смотря на них уже примерно понимаешь, что услышишь. Бывает, что обложка у того или иного альбома классная, но содержание не очень. В нашем случае — не так. Здесь музыка и обложки прекрасно сочетаются. Художественное оформление создаёт дополнительное настроение, тем самым усиливая музыкальное восприятие.
Ещё, Костя увлекается велоспортом, велосипедами. Этому даже посвящён целый альбом о советском велоспорте — Аэротрек. Лично мне напомнило немного Kraftwerk — и у них велоспорт нашёл своё отражение в музыке. 🛴🚲
Творческое выгорание и разочарование
Общаясь с музыкантом, был крайне удивлён тому, что к своему творчеству он относится критично. Я бы даже сказал, сверхкритически: не всегда нравится качество звучания собственных композиций; отдельные сочинения вообще не считает чем-то выдающимся, а вполне обычным. Нередко разочаровывается в созданных мелодиях и звуках. И это при том, что нам, слушателям, музыка такая западает глубоко в душу.
Что могу посоветовать? Я предлагаю помочь музыканту, поддержать его морально. Лучшая поддержка — добрые и лестные отзывы о творчестве. Предлагаю в комментариях к этому большому тексту написать отзывы о музыке. Особенно здорово будет, если ранее Вы музыку проекта Марксэн не слышали. Этим мы поддержим артиста; и это будет, кстати, самое малое, что можем сделать.
Ну а Косте я желаю творческих успехов. Продолжать творить и не терять себя! И поменьше разочаровываться в своей музыке. Применим и такой подход, хотя не со всеми он работает: просто не слушать особо то, что творишь. 💯🎤
Заключительные аккорды
На этом, дорогие читатели, прервусь. Музыку в первую очередь лучше всего слушать. Обсуждать и говорить о ней — это во вторую. Приглашаю послушать хотя бы те композиции, что здесь представлены. Буду очень рад отзывам, комментариям. Было бы также интересно и полезно услышать ваше мнение о музыкальном стиле, направлении. Те, кто застал СССР или увлекался именно советской музыкой — ваше мнение также будет нам всем полезно и важно услышать. Хотелось бы понять, насколько такая музыка вам по душе? 🧐
Ссылки проекта Марксэн:
Другие музыкальные и иные творческие разборы и обзоры:
Для тех, кто у меня в первый раз - подписывайтесь на мой канал и будем на связи. Статья-знакомство:
Благодарю за внимание!
Игорь Кучаев