Произнесите про себя слово «музыка» и прислушайтесь: у многих из вас в ушах сразу же зазвучит какая-то особенно любимая мелодия. Конечно, это разные мелодии - у каждого своя, однако, между ними есть одно общее. Думаю, что все они – или почти все – песенные, то есть мелодии каких-то особенно любимых песен.
В этом нет ничего удивительного и странного. Песня – это действительно самый близкий простой и понятный вид музыкального произведения. Вряд ли нужно много говорить о том, какое огромное место занимают песни в жизни человека. Если попросить сейчас любого из вас назвать знакомые вам песни, то на одно такое перечисление уйдёт очень много времени.
Вы назовёте одну песню, а в памяти сразу начнут возникать одна за другой мелодии, отдельные фразы, названия любимых, знакомых и просто где-то раз услышанных песен. Среди них будут и весёлые, и грустные, и быстрые, и медленные. Песни-марши и песни-танцы, песни обо всём и про всё, на все случаи жизни. Кажется, что они возникают сами собой, непонятно откуда.
С народными песнями часто так и получается. В рассказе Сергея Антонова «Поддубенские частушки», герой рассказа мучается, пытаясь найти автора знаменитых на всю округу поддубенских частушек.
«- Фёдор Игнатьевич, - проговорил я почти с мольбой в голосе, - скажите хоть вы мне, пожалуйста, кто у вас сочиняет частушки?
- Как кто? – удивился зав. животноводством. – Да наши поддубенские…»
«Так я и не узнал, - говорит в конце рассказал герой, - кто в Поддубках сочиняет частушки».
Автор народной песни или частушки почти никогда не бывает известен.
О том, как сочиняются, «складываются» песни, вы можете прочитать и в тургеневских «Певнах», и в рассказе Горького «Как сложили песню», да мало ли где ещё…
Когда появилась песня? Этого не знает никто. Мы представляем себе, когда возникла симфония, в каком веке появился романс; знаем год рождения оперы. А песня – она как будто всё время была с человеком. По песням, которые дошли до наших дней с самых давних, самых древних времён, через годы, века, тысячелетия, можно проследить историю страны, потому что именно в песне человек рассказывал обо всём, что происходило в его жизни: о важном и случайном, о радостном и горестном. В песне воспевали героев и оплакивали погибших, вспоминали о прошлом и мечтали о будущем.
«В 1237 году, - сообщает нам учебник русской истории, - татары вступили в пределы Рязанского княжества. Рязань была взята и сожжена. Потом татары разгромили Владимир и рассеялись по соседним княжествам, «посекая людей, как траву». За один месяц они взяли и сожгли 14 городов, в том числе и Москву.
Это факты, которые дошли до нас. Но мы знаем не только факты. Нам известно, какие чувства были в то время у русских людей. Нам рассказали об этом слова и мотивы русских народных песен того времени, песен «про татарский полон». Слушаешь их сдержанно-монотонные напевы и словно видишь перед собой окаменевшую от горя русскую женщину, у которой убили мужа, взяли в полон детей, лишили дома… Слышишь её голос, охрипший от слёз… И всё это делает музыка, мелодия, напев песни.
Ещё один отрывок из того же учебника, ещё один кусочек русской истории:
« В 60-х годах голодавшая казачья голытьба начала волноваться… В это время на Дону у голытьбы появился атаман Степан Тимофеевич Разин, ставший во главе большого казацкого крестьянского восстания».
И снова мы вспоминаем песни – широкие, удалые напевы казацкой вольницы, мужественные, гордые песни о их атамане, Степане Тимофеевиче.
Мы слушаем эти песни, и люди, которые страдали, боролись, побеждали или погибали в борьбе, люди, которые жили очень давно, становятся близкими и понятными нам, современным людям. Музыка, песня раскрыла нам их душу, рассказала об их счастье и горе, и поведала нам их мысли и чувства такими, какими они были в то, очень далёкое от нас время.
Народ бережно хранит эти музыкальные послания от неведомых, далёких своих предков и вместе со своими новыми песнями передаёт следующему поколению из года в год, из века в век.
Не каждой песне суждено пройти такой славный путь. Песни отстают в дороге, забываются, умирают. Что ж, они, как и дела людские, - одни живут долго, другие – года не пройдёт, никто о них и не вспомнит…
Галина Левашева «Музыка и музыканты» (1969 год)