Найти в Дзене

История Богоявленского монастыря Москвы.

Предлагаемая статья завершает серию публикаций, связанных единой темой истории Богоявленского монастыря. Первая и четвёртая публикации посвящены разоблачению фантомного князя Даниила Московского, которому кривдоверсия ошибочно приписывает основание этой московской обители. Во второй и третьей частях разоблачаются фантомные святые Даниил Столпник (V в.) и Никита Столпник (XII в.). Попутно разоблачены ещё несколько известных бумажных персонажей. Самый знаменитый среди них - евангельский апостол Пётр. В заключение поговорим о Богоявленском монастыре. Церковные предания повествуют, что одним из игуменов Богоявленской обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался. Вообще, монастырь имел большой вес в жизни средневековой Москвы, а его настоятель одним из первых стал именоваться архимандритом.
Как ни странно, Жития преподобного Стефана не

Предлагаемая статья завершает серию публикаций, связанных единой темой истории Богоявленского монастыря. Первая и четвёртая публикации посвящены разоблачению фантомного князя Даниила Московского, которому кривдоверсия ошибочно приписывает основание этой московской обители.

Во второй и третьей частях разоблачаются фантомные святые Даниил Столпник (V в.)

и Никита Столпник (XII в.).

Попутно разоблачены ещё несколько известных бумажных персонажей. Самый знаменитый среди них - евангельский апостол Пётр.

В заключение поговорим о Богоявленском монастыре. Церковные предания повествуют, что одним из игуменов Богоявленской обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался. Вообще, монастырь имел большой вес в жизни средневековой Москвы, а его настоятель одним из первых стал именоваться архимандритом.
Как ни странно, Жития преподобного Стефана не существует. Предполагают, что родился он около 1310 г., а умер глубоким старцем не ранее 1390-х гг. Значит, он застал Куликовскую битву и вполне мог стоять у истоков создания Богоявленской обители в 1380-е гг., как мы предположили в предыдущих публикациях. А вот митрополит Алексий подвизаться тут не мог. Дата его рождения варьируется в интервале 1292-1305 гг., а в 19-летнем возрасте он якобы был пострижен. Умер митрополит Алексий в 1378 г., т.е. до Куликовской битвы он не дожил. Впрочем, исследователь обширного очерка о митрополите Алексии в Википедии честно признаётся, что
«по другим достоверным источникам, связь святителя и его рода с Богоявленской обителью не прослеживается».
В 2017 г. историческая фигура преподобного Стефана Радонежского (Московского) была мною изучена глубоко и всесторонне. Обнаружилась недооценённость масштаба этой незаурядной личности в традиционной кривдоверсии. Выяснилось, что многие не в пример более известные исторические персонажи всего лишь фантомно дублируют Стефана Московского. Таковы его современники по XIV в. митрополиты Феогност, Феодор Галицкий, Алексий, архиепископ Ростовский Феодор, Авраамий Ростовский, святитель Стефан Великопермский, теоретик исихазма Григорий Палама, папа Римский святитель Климент (I в.), Феодор Стратилат и Меркурий Кесарийский (III в.), создатель славянской азбуки Мефодий и др.

Икона «Митрополит Алексий и преподобный Сергий Радонежский». 
Согласно традиционной легенде, митрополит Московский и всея Руси Алексий, чувствуя приближение своей кончины, призвал к себе игумена Сергия и объявил, что намерен посвятить его в сан епископа, чтобы сделать своим преемником. Старец Сергий якобы отказался со смирением от своего назначения.
Как мы теперь понимаем, то была беседа двух родных братьев. Старший брат Стефан = Алексий, несмотря на преклонный возраст, и не думал умирать. Наоборот, он собирался отбыть в отсталые западные страны, в Пермь Великую = современную Германию, чтобы просвещать истинной верой христовой тамошних дикарей. Святитель Стефан Пермский – это как раз последняя часть расклейки реального Стефана Радонежского, относящаяся к периоду его жизни, когда он просвещал европейских «пермцев» верой в своего земляка, ростовского князя Андрея-Христа, возведённого в Залесской Руси в ранг богочеловека.
Икона «Митрополит Алексий и преподобный Сергий Радонежский». Согласно традиционной легенде, митрополит Московский и всея Руси Алексий, чувствуя приближение своей кончины, призвал к себе игумена Сергия и объявил, что намерен посвятить его в сан епископа, чтобы сделать своим преемником. Старец Сергий якобы отказался со смирением от своего назначения. Как мы теперь понимаем, то была беседа двух родных братьев. Старший брат Стефан = Алексий, несмотря на преклонный возраст, и не думал умирать. Наоборот, он собирался отбыть в отсталые западные страны, в Пермь Великую = современную Германию, чтобы просвещать истинной верой христовой тамошних дикарей. Святитель Стефан Пермский – это как раз последняя часть расклейки реального Стефана Радонежского, относящаяся к периоду его жизни, когда он просвещал европейских «пермцев» верой в своего земляка, ростовского князя Андрея-Христа, возведённого в Залесской Руси в ранг богочеловека.

В свете последнего открытия, сделанного в 2022 г. в настоящей статье, можно устранить наметившееся ранее противоречие с датировкой Богоявленской обители. Теперь вполне можно допустить, что БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ МОСКВЫ БЫЛ ОСНОВАН ПРЕПОДОБНЫМ ДАНИИЛОМ (СТОЛПНИКОМ) = ЕПИСКОПОМ МИТРОФАНОМ В НАЧАЛЕ XIV в. В таком случае это действительно самый старый монастырь Москвы, превосходящий по возрасту саму столицу!
При таком допущении Стефану Московскому после его разлада с братом Варфоломеем (Сергием) в Троицкой обители в 1330-е гг. было куда удалиться для уединённого особножительства — лесная пустыня на месте современных Красной площади и ГУМа в то время была дичайшая. Оправданны и сообщения о подвизании здесь будущего митрополита Алексия — ведь это, как мы теперь понимаем, тот же Стефан Московский.
Получается, что именно епископ Митрофан — первый житель будущей Москвы! До
отождествления епископа Митрофана = митрополита Петра = апостола Петра с легендарным кривдобиблейским Мосохом, от которого берут своё происхождение московиты в трудах честных русских учёных В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова, остаётся сделать один шаг. Однако он выходит за рамки задуманной статьи и подождёт подходящего повода вернуться к высказанной гипотезе.
Гипотезу об основании Богоявленского монастыря в XIV в. косвенно подтверждает и сообщение, что первое каменное здание монастыря, четырёхстолпный Богоявленский собор, было выстроено из белого камня в 1340 г. по приказу Ивана Калиты = хана Батыя. Наиболее близким из сохранившихся аналогов Богоявленского храма считается
Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры.

Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре. Фото 2012 г.
Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре. Фото 2012 г.

Фундаменты древнейшего Богоявленского собора, его столпов и солеи (фундаментное основание иконостаса) сохранились под четвериком современного храма.
Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (новая трапезная), монастырь якобы сильно пострадал в 1547 г. во время великого московского пожара. Как мы теперь понимаем, в 1547 г. Москва лишь состояла из нескольких монастырей, да, быть может, скромных поселений возле этих обителей. Города как такового в средневековом понимании – с Кремлём и торговым посадом – ещё не было. Кремль появится здесь чуть позже – в 1560-е гг. Фразу кривдоисториков «в 1571 г. Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея» мы теперь можем истолковать так. В 1571 г. консолидировавшая силы Земщина во главе со старыми авторитетными ордынскими родами совершила поход против протестантов-еретиков, развернувших на Руси опричнину. Царская ставка опричников располагалась в Александровой слободе; Москвы как столицы тогда ещё не существовало. Известно, что протестантская «ересь жидовствующих» проникла глубоко в эшелоны русской церкви. Возможно, под властью враждебных протестантов оказалась и Богоявленская обитель. Тогда понятно, почему она подверглась разгрому «крымского хана» = православной Земщины-Орды.
В Смутное время монастырь опять претерпевал бедствия, и практически сразу после своего взошествия на престол новый царь Михаил Федорович начинает отстраивать обитель. В 1624 г. был построен новый каменный собор.
Как мы теперь хорошо понимаем, к заговору еретиков-опричников были причастны первые Романовы. И если наше предположение о причастности духовных лиц Богоявленской обители к западноевропейской ереси жидовствующих верно, то становятся понятными приоритет и благоволение нового царя Романова верному своим предкам монастырю.
В 1685 г. в монастыре появилась основанная братьями Иоанникием и Софронием Лихудами школа, которая через пару лет была объединена со школой Симеона Полоцкого и переехала в соседний Заиконоспасский монастырь — так родилась Славяно-греко-латинская академия.

Памятник лиходеям Лихудам возле Богоявленского собора. Фото 2016 г.
Памятник лиходеям Лихудам возле Богоявленского собора. Фото 2016 г.

А с нею — новая эра осквернения духовной культуры русских людей европейской латиницей. И непрекращающихся по сей день попыток превращения русских людей в греко-католическую паству Папы Римского. О том, что сам институт католических пап был основан в начале XIV в. ханом Батыем = Иваном Калитой для насаждения христианства, адаптированного для отсталых европейских туземцев, возомнившие себя просвещёнными потомками «древнего Рима» европейцы в XVII веке уже предпочитали не вспоминать.
После пожара 1686 г. был создан новый ансамбль Богоявленского монастыря в стиле т.н. «нарышкинского барокко». После постройки новых келий в 1692 г. по благословению патриарха Адриана началось возведение и нового собора, сохранившегося до нашего времени. Изящный храм венчала традиционная московская «луковица», а великолепие ему придавал богатейший декор и причудливое сочетание белокаменной резьбы и красных стен. Строительные работы финансировали, среди прочих жертвователей, царица Наталья Кирилловна, семейства князей М.Ю. Долгоруковых и М.А. Голицыных. Нижняя церковь Богоявленского храма, посвященная Казанской иконе Божией Матери, была освящена патриархом уже 29 декабря 1693 г.,

Нижняя церковь Богоявленского собора в Китай-Городе. Фото 2016 г.
Нижняя церковь Богоявленского собора в Китай-Городе. Фото 2016 г.

а верхняя — в честь Богоявления Господня — 26 января 1696 г. В нижней (подклетной) части собора сохранилась часть постройки 1624 г. Позднее арки подклета были заложены. В 1697 г. был освящен придел в честь митрополита Московского Алексия.
В 1747 г. собор получил северный придел во имя святого Георгия Победоносца, а в 1754 г. — южный во имя апостола Иакова Алфеева. Была пристроена и колокольня. В 1764 г. все монастырские земли были секуляризованы.
До того, как в 1771 г. был издан запрет хоронить покойников в городах, в нижней Казанской церкви успел сформироваться аристократический некрополь, насчитывавший порядка 150 надгробий. Высокую художественную ценность представляли памятники над могилами генерал-фельдмаршала М.М. Голицына, его брата генерал-адмирала, генерал-аншефов Г.Д. Юсупова и А. А. Меншикова, сенатора А.Д. Голицына. На могильных плитах различимы и другие громкие фамилии — Шереметевы, Салтыковы, Долгоруковы, Ромодановские, Репнины. Большая часть из памятников XVIII в. — пристенные надгробия в стиле барокко, выполненные в плоскостной манере. Замысловатые композиции включали в себя ленты, гирлянды, букеты, сложные драпировки тканей и фигуры-олицетворения. В дореволюционных изданиях их приписывали ведущим французским мастерам.
В 1930-е гг. захоронения были разграблены. Лишь наиболее ценные для историков памятники были перевезены (с потерями) в Донской монастырь (как, например, надгробие боярина Фёдора Бяконта XIV в.).

Надгробие боярина Фёдора Бяконта. Фото 2013 г. 
Этот артефакт, помимо своей древности – немного сыщется в наше время его ровесников из XIV в., интересен ещё и тем, что в свете сделанного мною открытия, надгробие сие принадлежит отцу преподобного Стефана Московского = митрополита Алексия (Бяконта), а значит, и Сергия Радонежского.
Надгробие боярина Фёдора Бяконта. Фото 2013 г. Этот артефакт, помимо своей древности – немного сыщется в наше время его ровесников из XIV в., интересен ещё и тем, что в свете сделанного мною открытия, надгробие сие принадлежит отцу преподобного Стефана Московского = митрополита Алексия (Бяконта), а значит, и Сергия Радонежского.

Но даже и сохранившаяся монументальная скульптура ныне закрыта для осмотра, будучи «свалена» в беспорядке в подвалах музея им. Щусева на Воздвиженке.
В начале 1920-х гг. монастырь был закрыт. Разобраны колокольня, башня монастырской ограды XVII в., Алексиевский придел и другие постройки. От монастырского ансамбля сохранилось немного — двухэтажный собор Богоявления 1693-96 гг. постройки, игуменский и братский корпусы. По сравнению с XVIII в. его территория сократилась на три четверти.
Во время Великой Отечественной войны подбитый немецкий истребитель при падении снес главу храма. Глава восстановлена лишь в 1990-е гг.
Собор был передан Московской Патриархии в мае 1991 г., к концу года в нём возобновились богослужения. В ходе длительной реставрации собору был возвращён прежний вид.

Богоявленский собор в Китай-городе. Фото 2010 г.
Богоявленский собор в Китай-городе. Фото 2010 г.