В предродовой палате слушала разговоры соседок. Они подшучивали над молодыми мамами, которые что-то тихо рассказывали своим новорождённым малышам. Через несколько дней мы вновь оказались вместе, но уже в палате мам. Каково же было моё удивление, когда я услышала лепет моих соседок.
Постоянный диалог мамы и малыша с первых дней жизни — очень важное условие для развития младенца. Голоса близких людей дают новорождённому ощущение защищённости, комфорта, возможность познания мира. Недостаток общения с ребенком в первый год жизни может привести к задержке развития речи у ребенка.
Уже в 3−4 месяца ребёнок различает голоса матери и других членов семьи, пытается подражать звукам. В этом возрасте можно проследить его звуковые предпочтения. Он слушает музыку, обращает внимание на звучание погремушек. От 1,5 до 3 месяцев ребёнок начинает гулить, произнося отдельные звуки или звуковые сочетания (ма, ба, гу, к, г и т. д.). Дети, лишённые постоянного речевого общения со взрослыми, начинают этот процесс гораздо позже.
4−5 месяцев — время первого подобия слов. Малыш многократно повторяет одинаковые звуки: ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба…
В полгода в речи малыша появляются лепетные слова, в основном состоящие из одинаковых слогов (мама, папа, дядя, баба, би-би). В этом возрасте малыш выполняет простые просьбы. К году ребёнок произносит около 10 слов. Он понимает значение множества слов.
От года до полутора лет — этап стремительного речевого развития ребенка. Малыш произносит новые слова и словосочетания, различает предметы на картинках, произнося первый слог. В 1,5 года словарный запас составляет уже около 40 слов, к 2 годам — 300.
Это время первых предложений из 2−3 слов. Теперь малыш различает качественные и количественные признаки предмета, но испытывает трудности при их сопоставлении. Например, ребёнок легко отличит большое ведёрко от маленького, но может спутать маленькое и синее. Его речь состоит из существительных, прилагательных и глаголов.
К 3 годам ребёнок свободно использует около 1200 слов. Это время оформления грамматической речи и работы над правильным произнесением звуков.
К сожалению, в последнее время участились случаи неврологических заболеваний детей, которые ведут к задержке речевого развития. Если ваш малыш молчит, его словарный запас не соответствует возрасту, то вам лучше обратиться к специалисту.
0−3 месяцев
В раннем периоде трудно вычленить развитие речи из общего развития ребёнка. Это время интенсивного узнавания мира. Малыш ещё мало двигается, у него ограничен угол обзора. Именно поэтому речь родителей, демонстрация игрушек, прикосновения играют определяющую роль.
Чаще всего разговор с ребёнком строится как беседа, как диалог, когда взрослый задаёт вопросы и сам отвечает на них. Диалоговое общение даёт возможность малышу узнавать различать интонационную наполненность речи. Очень важно следить за реакцией младенца.
Полезно подвесить погремушку в зоне, доступной для малыша. Задевая игрушку, ребёнок фокусирует взгляд, развивая внимание. В этот период особенно важны тактильные ощущения. Делайте малышу массаж, поглаживайте его, предложите потрогать мягкую игрушку, а затем гладкую.
3−6 месяцев
Подвижность малыша увеличилась. Теперь он легко лежит на животике, делает попытку сидеть, а это значит, что и мир вокруг него стал более наполненным, несущим большую информацию. Это время первых игр.
Прятки
Родители прячут своё лицо ладонями, приговаривая: «Где мама?» Затем открывают: «Вот она». Прятать можно и малыша, и игрушки, но не забывать проговаривать свои действия.
Игры обычно сопровождают потешками или пестушками, стишками для детей этого возраста, которые обладают определённым ритмом, в лёгкой форме знакомят малыша с миром, который его окружает. Кроме того, чтение стишков обычно сопровождается движениями, что развивает моторику ребёнка.
Сорока-ворона
Эта игра с ладошкой и пальчиками. Мама водит по ладошке, приговаривая:
Сорока-ворона Кашу варила, Детей кормила,
— загибая пальчики:
Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому — не дала. Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Печку не топил, Кашу не варил, Тебе — нет ничего!
Ладушки
Игра сопровождается хлопаньем в ладошки и движениями, имитирующими взмах крыльев.
Ладушки-ладушки, Где были? — У бабушки. Что вы ели? — Кашку. — Пили? — Простоквашку. Простоквашка вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька! Попили, поели, На головку сели, Сели-посидели, Прочь улетели!
Игры с массажем
Поглаживая ребёнка:
Потягушки-потянушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся? Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? Вот тут кто любимый самый! Это кто у нас проснулся? Кто так сладко потянулся? Потягуни-потягушечки! От носочков до макушечки, Мы потянемся-потянемся, Маленькими не останемся: Вот так, вот так, мы растём! Вот так ножками пойдём! Мы проснулись, Потянулись, Вместе солнцу улыбнулись.
Здравствуй, солнышко, Колоколнышко! Ротик мой умеет кушать, (касаемся каждой части тела) Нос дышать, а ушки слушать. Глазоньки моргать-моргать! Ручки — все хватать-хватать!
Купания
Здесь водичка холодненька, здесь — тёпленька, Здесь — горяченька, а здесь — кипяток, кипяток!
Кто тут будет куп-куп, (потрогали рукой водичку, похлопали ладошкой по воде) По водичке — хлюп-хлюп? В ванну быстро — прыг, прыг, В ванне ножкой — дрыг, дрыг! Будет мыло пениться, и грязь куда-то денется.
Водичка-водичка, Умой наше личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Вода текучая, Дитя растучее. С гуся вода, С дитя худоба! Вода книзу, А дитя кверху!
Развлечения
Это потешки, которые можно сочетать с движениями и имитацией звуков (шуршание, поскрёбывание), а можно, используя игрушки, устроить театрализованное действие.
Ах ты, котенька, ты мой серенький, Хвостик беленький! Как тебя не любить! Мышка, мышка, что не спишь, что соломою шуршишь? Я боюсь уснуть, сестрица, кот усатый мне приснится.
Как у наших у ворот, муха песенку поёт. Ай, люли, вот поёт. Ай, люли, вот поёт!
Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи — Брызни в поле пуще: Станет травка гуще!
Тень-тень, потетень, Выше города плетень. Сели звери под плетень. Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса: — Всему свету я краса! Похвалялся зайка: — Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи: — У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: — Могу песни я петь!
— Курочка-рябушечка, Куда пошла? — На речку.
— Курочка-рябушечка, Зачем пошла? — За водичкой.
— Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка? — Цыпляточек поить.
— Курочка-рябушечка, Как цыплята просят пить? — Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Автор — Елена Гвозденко
Источник — ШколаЖизни.ру