Теория поколений как исследовательский подход, описывающий характерные особенности одного поколения и его взаимоотношения с другими, получила широкое распространение в 90-х годах. Тогда демограф Нейл Хоув и историк Уильям Штраусс представили совместную книгу «Поколения», которая посвящена социологической теории, основанной на исследованиях поколений жителей США. Те самые бумеры, иксы, миллениалы и зумеры.
И только мы начали привыкать к поколению Z, которые врываются в платежеспособный возраст и корпоративную культуру со своими ценностями, среди которых и work/life balance, и забота об окружающем мире, отсутствие авторитетов, свобода самовыражение и далее по списку, как в дверь постучали АЛЬФЫ.
Давайте разбираться кто же это такие. На самом деле поколение Альфа – это современные дети и подростки, те, кто родился начиная с 2010 года. Как правило, дети миллениалов, а также часто младшие братья и сестры зумеров. По оценкам исследователей, когда все представители поколения появятся на свет, то есть к 2025 году, то их численность превысит 2 миллиарда человек, а значит альфы станут самым многочисленным поколением в истории человечества.
Название новой группе дал австралийский ученый Марк Мак-Криндл. Исследователь уверен, что уже сейчас нам важно понимать особенности и черты подрастающего поколения. К концу 2020-х альфы вступят во взрослую жизнь, будут формировать рынок труда, станут платежеспособны, поэтому с точки зрения стратегического планирования организациям следует анализировать какими будут их будущие потребители и как с ними взаимодействовать.
Какими же характеристиками обладают альфы по данным исследований Марка Мак-Криндла и Эшли Фелл? Поколение Альфа начало рождаться в 2010 году, когда был представлен первый iPad и начали развиваться социальные сети. С самого рождения они окружены экранами. Они оставляют информационный след еще до того, как учатся говорить. Несмотря на то, что полноценно охарактеризовать поколение до того, как оно сформируется нельзя, мы уже сейчас можем оценивать его благодаря демографическим данным: старше возраст родителей, разнообразный культурный состав, улучшенное социально-экономическое положение, малочисленный состав семьи, более долгая ожидаемая продолжительность жизни. Формируясь в благоприятной внешней среде, у альф нет необходимости в получении одной профессии на всю жизнь, высокая трудовая мобильность и обладание на высоком уровне софт-навыками позволят им легко менять работу и сферу деятельности. По прогнозам Мак-Криндла, старшие представители поколения Альфа могут сменить за свою жизнь порядка 17 компаний в разных отраслях.
Согласно исследованиям Wunderman Thompson, несмотря на тесную связь со всем цифровым, альфы также, как и их предшественники, ценят и не связанные с онлайн пространством активности: игры на свежем воздухе, встречи с друзьями. Решение о покупке принимается, основываясь в том числе на тех правильных ценностях, которые транслирует бренд, для них важна социальная ответственность компании, забота об экологии. Покупательские привычки альф более зависят от мнений инфлюенсеров, чем от родственников или друзей.
Как бы нам не хотелось заглянуть в будущее, только время покажет нам реальную картину взаимодействия с альфами. Совершенно ясно, что тенденции, заданные поколением Z найдут свое яркое отражение в «младших». Толерантность, ценность самовыражения, экологичное общение, ментальное здоровье – если для вас эти слова пустой звук, то стоит задуматься, ведь альфы уже среди подростков.
П. Игнатченко