Найти в Дзене
Такая История

Первая русско-турецкая война (1568-1570)

Россия ни с кем столько не воевала, как с Турцией (Османской империей). Не считая набегов турецкого вассала - крымского хана между Россией и Турцией было двенадцать войн. А начиналась история этих крайне непростых отношений двух соседних держав в далеком XVI веке.

XVI век - это время, когда все русские земли, за исключением юго-западных, были вновь собраны под единой властью. Под властью московского князя. Еще в конце предыдущего века московские правители начинают расправлять плечи, ощущая себя полновластными хозяевами своих владений. Время, когда московский князь ходил в подчиненных у татарского хана, безвозвратно ушло. Не случайно уже при Иване III появляется наименование «самодержец», которое подчеркивало, что московский правитель больше ни от кого не зависит. Иван III и его сын Василий III смогли собрать под властью Москвы все основные русские земли. А при сыне Василия – Иване IV к России впервые присоединяются территории, которые ранее никогда русскими не были. То есть начинается территориальная экспансия России.

Иван IV, он же Иван Грозный, принявший в 1547 году более значительный чем «Великий князь» титул царя, в 1552 году после нескольких неудачных походов сумел-таки разгромить Казанское ханство и присоединить его территорию.

Картина «Царь Иван Грозный », 1897. Изображение: Виктор Васнецов / Государственная Третьяковская галерея
Картина «Царь Иван Грозный », 1897. Изображение: Виктор Васнецов / Государственная Третьяковская галерея

Это было решением очень важной проблемы. Казань постоянно держала в напряжении юго-восточные районы московского государства и контролировала важнейший в этом регионе волжский торговый путь. В 1556 году та же участь постигла и Астрахань – столицу одноименного ханства. Ее захват означал серьезное геополитическое усиление московской Руси, которая теперь взяла власть над всей торговлей по Волге и вышла к северному берегу Каспия. Это обеспечивало торговые связи со многими азиатскими странами, а прежде всего с Персией.

Успехи молодого царя и его молодой державы не остались незамеченными сильными мира того. Среди прочих особливо неравнодушным к этим успехам был крымский хан Девлет I Герай, не оставили они безучастным и его сеньора – турецкого султана.

Дело было в том, что в результате усиления русского влияния в Приуралье, северном Прикаспии, в Поволжье и на Дону были перекрыты находившиеся до этого под полным контролем Блистательной Порты торговые и паломнические пути из Средней Азии в черноморский регион, проходившие севернее Каспия и Кавказа. Это было стратегической угрозой для Турции, которая вследствие наступивших изменений могла полностью лишиться влияния в этом регионе. В том числе это угрожало положению турецких вассалов, таких как Крымское ханство, черкесы и других. Опасения эти вовсе не были беспочвенными. К территориальным захватам Ивана добавилась его политика по включению в орбиту московского влияния некоторых горских народов Северного Кавказа. В частности, в 1561 году московский царь женился на дочери кабардинского князя Темрюка княжне Кученей, принявшей в православии имя Марии Темрюковны. На реках Сунже и Тереке были устроены казачьи крепости. Постоянно делали свои походы против татар черкасы, направляемы, как предполагал Девлет, рукою и волей Ивана.

Для Османской империи вся эта ситуация осложнялась еще и тем, что в те годы она вела войну с Сефевидской Персией, которая наглухо перекрыла южные пути из Средней Азии в Анатолию. Так что северный путь явился, можно сказать, последней ниточкой, связывающей Турцию со свреднеазиатским регионом.

У турецкого султана Селима II и великого визиря Мехмеда Соколлу возник план масштабного похода на Астрахань, имевшую в регионе ключевое значение.

Астрахань. Источник: rusidea.org
Астрахань. Источник: rusidea.org

Захват этого важного стратегического пункта не только ликвидировал бы русское влияние в северном Прикаспии, но и перерезал бы персидскую торговлю с севером, что поставило бы Сефевидов в известную зависимость от султана. До рождения Наполеона тогда оставалось еще много времени, но турецкий план ничуть не уступал по грандиозности планам будущего создателя первой империи. Султан и визирь задумали, что в Астрахань армия пойдет по Дону до переволоки (место наибольшего сближения Дона с Волгой). Здесь воины перетащат корабли, которые, оказавшись в Волге, станут очень существенным аргументом в пользу перехода астраханского форта под власть султана. Более того, для налаживания стабильного сообщения с Астраханью, предполагалось, что вместе с армией в поход выйдут 30 тысяч рабочих, вооруженных инструментом, задача которых будет в том, чтобы прокопать канал, соединяющий Дон с Волгой. Однако не зря чья-то умная голова придумала когда-то пословицу про бумаги и овраги.

31 мая 1569 года турецкая армия выступила в поход, соединившись с силами крымского хана. Общее командование было возложено на Касим-Пашу. Турецкое войско насчитывало около 20 тысяч воинов и включало 15 тысяч янычар (пехотинцев), которые были основной ударной силой, а также азапов (легкую пехоту, вооруженную луками), акынджи (легкая конница) и сипахов (тяжелая кавалерия). Объединенные силы дошли вверх по Дону до устья реки Царицы, где и была переволока. Но на этом легкая часть работы закончилась.

Участники похода практически сразу поняли, что перетащить огромный караван судов, в том числе оснащенных тяжелой артиллерией – невыполнимая задача. Второй неприятной новостью было то, что прорыть канал между Доном и Волгой также невозможно. Прибывавшие в унынии турки и крымчане уже было хотели отправляться в обратный путь, но вовремя подоспели посланцы ногаев и астраханских татар, которые обещали, что ради избавления от власти Москвы они предоставят свои суда, находящиеся на Волге и окажут всю необходимую помощь. Эти доводы убедили Касим-Пашу и армия отправилась к Волге. Состояла она из примерно 15 тысяч турок, около 40 тысяч крымчан, а также ногаев и астраханских татар. Вместе с армией шли десятки тысяч рабочих, земляные работы было решено все же осуществлять.

Но огромное скопление людей в степи не осталось незамеченным для русских сторожей князя Петра Серебряного-Оболенского, командовавшего гарнизоном города. Разведчики вовремя дали сигнал, и Астрахань была во всеоружии.

Тревога на пограничном карауле XVI век. Источник: Википедия.
Тревога на пограничном карауле XVI век. Источник: Википедия.

Прорыть канал так и не удалось и турецкие суда с тяжелой артиллерией – главная ударная сила – были отправлены назад в Азов. Войско подошло к Астрахани, но на штурм не решилось, так как крепость стояла на одном из волжских островов. Чем ближе к осени, тем холоднее становились ночи, а пронизывающий насквозь степной ветер разметал весь былой настрой воинов. Первыми дрогнули рабочие, начавшие поднимать бунты. За ними последовали и солдаты. На предложение зимовки в степи янычары ответили категорически отказом. Земляные работы прекратились. В одну из ночей Касим-Паша покинул расположение войск. 26 сентября турки и татары окончательно сняли осаду (если это можно называть осадой), подожгли все укрепления и отступили.

В арьергарде шли крымчане. Обратная дорога была для армии очень тяжелой. Многие погибли от голода и болезней, а на Дону казаки стремительно атаковали измотанные походом войска. В результате в Азов вернулось всего лишь несколько сотен турок. Но и они не смогли добраться до Анатолии, так как сильнейший шторм уничтожил практически весь турецкий флот прямо около Азова.

В 1570 году в турецкой столице Стамбуле был подписан договор о ненападении, именуемый Стамбульским. Стороны обязались не нападать друг на друга.

Так закончилось первое военное столкновение России с Турцией, в котором, несмотря на значительный перевес в силах, Османская империя потерпела полное поражение, чему в немалой степени способствовали природно-географические факторы.