В Доминикане рассматривают варианты поставок в Россию кофе, авокадо, рома и сигар через третьи страны. Об этом в интервью РИА Новости сообщил посол республики в Москве Ханс Данненберг. В Россию ввозили много доминиканского кофе, но в этом году поставки сократились из-за логистических трудностей, и кофе подорожал почти вдвое. Сейчас власти Доминиканы стараются наладить его поставки через Казахстан, Армению и Узбекистан.
Комментирует гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова:
— Если говорить о рынке кофе, то ключевой страной-поставщиком долгое время являлась Бразилия — недорогой кофе привычного россиянам нейтрального вкуса. После введения санкций сложности возникли как у брендодержателей, так и у поставщиков кофе. Это связано прежде всего с тем, что ключевая логистическая компания отказалась от работы с Россией. Именно поэтому Республика Доминикана заявила о том, что поставки будут осуществляться через приграничные с Россией Узбекистан, Казахстан и Армению. С одной стороны, Доминикана хочет нарастить свое присутствие на рынке, с другой стороны, не хочет попасть под вторичные санкции. Доминикана, безусловно, поставляла кофе, но ее доля была крайне небольшой, буквально несколько процентов, а у Бразилии было порядка 30%, у Вьетнама 25%.
— Что будет с ценами, учитывая, что сейчас даже на Ozon он довольно дорогой, то есть 300 рублей за 100 граммов?
— За два последних года рост цен на рынке кофе составил более 100%, а с учетом логистических аспектов дешевого кофе в России больше, к сожалению, не будет.
— Что с Африкой, например, с поставками?
— Поставки из Африки также небольшие, и это все-таки кофе специальных сортов, это не массовый сегмент.
Доминиканский ром и сейчас представлен на российском рынке. Цены за пол-литровую бутылку начинаются от 730 рублей. Однако, по словам посла Данненберга, идет поиск новых компаний-поставщиков. Некоторые из них уже заинтересованы в поставках в Россию, другие пока рассматривают такую возможность и анализируют рынок Средней Азии и Кавказа.
Комментирует управляющий ресторана «Атон» Григорий Чегодаев:
— Если мы говорим о доминиканском роме, бренды которого принадлежат каким-то из алкогольных транснациональных групп, Pernod Ricard вот объединяет, Bacardi-Martini, эти бренды рома входят в собственность этих транснациональных холдингов, естественно, эти бренды напрямую поставляться не будут в Россию, в этом контексте идет через третьи страны. Ну, насколько я знаю и занимался этим вопросом параллельного импорта, ни посол, ни власти Доминиканской Республики никак на это повлиять сами не смогут, потому что правообладатели никогда не допустят попадания своей продукции, если они приняли решение не работать на российском рынке, чтобы их продукт попадал как-то в Россию через третьи страны, это будут скорее какие-то разовые сделки и все. Многие российские импортеры подумали, что есть возможность взять эту продукцию на рынке Армении, Грузии, Узбекистана и так далее. Ну, эти компании тоже не дураки, они четко понимают емкость рынков тех стран, отправляют на этот рынок ровно то количество, которое они знают, что они там могут продать. Российским компаниям там, к сожалению, ловить, по моим ощущениям, абсолютно нечего.
— В конечном счете, можно же новые вывести на рынок?
— Да, есть куча нераскрученных независимых брендов, прямые поставки этих независимых брендов никто запретить не может.
Что касается авокадо, то сейчас его основные поставщики в Россию — Израиль и Перу. На рынке можно найти и доминиканские авокадо, но по цене более тысячи рублей за килограмм против стандартной цены 300 рублей.