Найти тему
184,3K подписчиков

Звезда и смерть ярких жанров. Часть №1: Глэм-Рок.

8,8K прочитали
Звезда этой сказочной и фантасмагорической музыки радости и счастья взошла в самом почине 70-ых в Англии.

Звезда этой сказочной и фантасмагорической музыки радости и счастья взошла в самом почине 70-ых в Англии. Прокачав восторженную публику в качестве мейстрима аж десятилетие к началу 80-ых глэм почил бозе, уступив место панку и новой волне. Но это там, а у нас этот яркий жанр востребован чуть ли не по сей день.

Трудно представить себе более родной и близкий постсоветскому человеку жанр рок-музыки, чем глэм. Практически каждый меломан Советского Союза имел в своей коллекции хотя бы одну пластинку исполнителя, погружающего свою аудиторию в сказочный мир каких-то удивительных и ярких звуков, праздничных мотивов и фантастических историй. Сперва советскому, а уж потом и постсоветскому человеку не хватало яркости бытия, требовалась дорога из жёлтого кирпича в сторону фантасмагорической цветастой эйфории. И любой топовый глэм-рокер это с гарантированно обеспечивал.

За такое утверждение я могу быть бит и предан презрению, ну да и ладно – не в первой – и всё же я его выскажу. Если внимательно послушать весь этот пласт рок-музыки и сопоставить со всем тем самым так называемым ленинградским русским роком первой половины 80-ых, то след сабжа покажется не просто заметным, он будет кричать в той или иной мере практически в каждой песне практически каждого легендарного. И это в общем-то не так уж и зазорно. Музыкально жанр действительно интересен тем, что в определённом смысле он был внежанровым. При внимательном рассмотрении здесь можно найти не только занятную помесь рок-н-ролла с эстрадой, но и элементы арт-рока, куски хард-рока, отзвуки психоделии, а главное – здесь имело место быть театральное действо, которое разворачивалось не только на сцене, но и в самой песне. Как такое могло не зацепить?! И почему бы такое не начать культивировать, только на своей ниве?!

И вот парадокс – в нашей стране эти группы продолжали быть в актуальном списке молодых меломанов даже в 90-ые и 00-ые. Даже удивительно было видеть где-то эдак в 2008 году гастрольный график тех же Slade, в котором было два десятка городов Белоруссии, России, Украины и только шесть городов европейских стран. Не менее удивительно было мне самому понимать, что мне, человеку в музыкальном плане скорее брутальному, вся эта дивность и фантасмогоричность в рок-н-рольном обрамлении очень даже нравится.

В общем и целом, весь пласт глэм-рока можно смело разделить на английский и американский. В обоих случаях имелась масса прекрасных исполнителей и коллективов, которые достойны внимания. Тем не менее я взялся вставить в свой обзор только тех, которые по тем или иным причинам небезразличны лично мне. Вот, например, при всё моём уважении The Sweet – большие молодцы, но даже в их сборнике лучших хитов при подготовке материала я так и не смог найти цепляющих меня песен. Тоже самое я могу сказать и про Гарри Глиттера и Сюзи Квадтро, хотя между прочим они был одними из тех, кто возводил фундамента этого яркого жанра. Смоки, конечно молодцы, но где у них рок? Игги Поп и Элис Купер в моём понимании ближе всё же к панку и хард-н-хеви. New York Dolls и KISS – это ж вообще немного другой жанр, о котором мы поговорим позже … ну и так далее.

Чтоб было всё окончательно субъективно и от первого лица, я взял и выбрал не просто своих любимых глэм-исполнителей, но и их знаковые для меня альбомы. По совершенно мистическому стечению обстоятельств каждый из этих альбомов попадал ко мне в руки через странную историю. А дело, собственно говоря, было так:

T. Rex – Bolan's Zip Gun (1975)

С этим далеко не первым творением родоначальника глэм-рока я познакомился в возрасте девяти лет. А всё благодаря тому, что кассету с записью этого альбома у нас дома забыл друг моих родителей. Предварительно он пришёл к нам в гости в дым пьяный, перепутав нашу квартиру со своей. Скажу сразу – промахнулся он тогда не на этаж и даже не на подъезд, а на квартал. Для меня то была очень удачная промашка, хотя бы потому, что мне достался целый Болан Зип Ган, Light Of Love и Zip Gun Boogie с которого заметно повернули моё мировоззрение.

Slade – Sladest (1973)

В свои 10 лет я решил стать металлистом. Ну да, была такая короткая блажь в моей жизни. Но всякие там клёпки на косухе и ремнях – это ж вторично. Первична музыка. Начать я решил с приобретения топовых плёнок – Металлика, Мегадед, Слейд. И вот надо ж было так промахнуться, чтоб перепутать Слеер и Слейд, причём именно в пункте записи кассет. На год выпуска я, естественно, не посмотрел и махом заказал на запись Мастера кукол, Проданный мир и … Sladest. Как бы оно не было странно, но на тот момент именно Sladest мне и понравился, прочие два релиза ещё несколько лет ждали того, что я въеду в их крутость. В Слейд я ж въехал тут же, только Coz I Luv You и Cum on Feel the Noize сделали меня поклонником эти чудных ребят, да и вообще – альбом для меня очень хитовый оказался.

Sparks – Kimono My House (1974)

Кассету с записью этих лихих ребят мне двенадцатилетнему втюхал бодрый продавец. Всё было просто – у моего одноклассника случилось день рождения, а он был фанатом Квинов. Вот я и решил ему какую-нибудь кассеточку с Квинами и задарить. Бодрый парень в ларьке мило улыбнулся на мою просьбу дать Квинов и сказал: «Квинов нет, но вот эти парни точно понравятся, если любишь такую музыку». Я решил, что однокласснику понравиться и это … но не тут-то было, ему надо было только Квинов. Поэтому эту же самум кассету он мне же на Новый Год и подарил. Спасибо ему огромное – альбом шикарнейший. В те самые годы я был просто потрясён (да и сейчас продолжаю поражаться при прослушивании) виртуозности исполнения и мастерству аранжировки этого рок-действа с доброй примесью кабаре, цирка и паркового оркестра.

Roxy Music – For Your Pleasure (1973)

Может у меня выражение лица было какое-то не то или написано на мне было что-то эдакое?! Но в одном музыкальном магазине моего родного Орла мне безостановочно предлагали одно и тоже … ну как одно и тоже?! Брайан Ферри. «О, вот и ты! Вышел новый альбом Брайна Ферри, очень круто – тебе понравиться!» или «Здорова! Тут саундтреков подогнали, там есть пара песен Ферри – рекомендую». И всё в таком вот духе. Причём это был не прикол – продавец, годившийся мне скорее даже в деды, чем в отцы, был уверен, что мне нужен Брайан Ферри. Хотя я тогда в свои 19 лет выглядел так, что мне надо было бы предлагать Егора Летова, Нирвану или Dead Kennedys. Последних я там как раз как-то и покупал … и вот однажды этот добрый дядя мне не только предложил Брайана Ферри, но и прям взял и поставил вторую пластинку Roxy Music. Её я взял, не думая, ибо слушая её я всё сразу понял и про свои предпочтения и про Dead Kennedys, да и вообще про много чего ещё.

Elton John – Goodbye Yellow Brick Road (1973)

Что я знал про Элтона Джона? С музыкальной стороны, разумеется. Ну видел все эти клипы, которые показывало ТВ. Ну да, оно мне не нравилось, но вызывало уважение – хорошая поп-музыка. О том, что и в его творчестве был период глэм-рока я в свои 22 годика не ведал. А к этому возрасту я уже был таким весьма порядочным любителем этого жанра. И вот однажды на меня снизошла благодать – в парке рядом со своим университетом я нашёл самописанный СД-диск. Спрятав его в свой рюкзачок, я отправился домой, где тут же с большими надеждами на крутой ню-металл врубил его. И вдруг на меня из колонок хлынуло таким потоком магического звука и сказочных историй, такой яркостью и позитивом, что трудно было не восхититься. Пел явно тот самый дядя из ящика, но это уже была не просто хорошая поп-музыка, то было свершавшееся в моём присутствии чудо. Это уже потом старшие товарищи пояснили, что это за альбом и внесли ясности относительно раннего Элтона. Сказать, что я был потрясён – ничего не сказать. Я был просто шокирован … но это уже совсем другая история.

The Sensational Alex Harvey Band – Next (1973)

Был у меня друг, который имел быстрый интернет. Это было важно, ибо я такового не имел. Вот его-то я частенько просил накачать мне разной музыки. Он это делал, но обязательно докидывал мне до кучи по своему усмотрению ещё и массу всякой странной музыки. От него мне в основном поступал как-то дикий и лютый британский прогрессив из 60-70 годов, который даже в годы их актуального творчества знали человек 500. Но вот однажды он мне докинул Алекса Харви. Я б даже и слушать не стал – подобных по названию бандов и оркестров мне подкидывалось немерено и все они играли какую-то жуть и мрак. Всё произошло как-то внезапно – я просто перепутал папки на флэшке и щёлкнул по первому треку … и всё померкло в тот же миг. Моё лихое пресыщение разной музыкой к 25 годам уже достигло определённого масштаба и услышать что-то новое, что сможет меня удивить я уже и не чаял. Однако ж именно этот альбом Алекса и его Банды меня реально зацепил своей жизнерадостностью, профессионализмом и волшебнейшей театральностью исполнения.

David Bowie – The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars (1972)

Икону глэм-рока полноценно я оценил только в 30 с лишним лет. Зная об этой пластинке лет с 15, я почему-то не слушал её. Не слушал я и Боуи как такового. Мне оно как-то не нравилось. Хотя его отдельные хиты я всегда слушал с радостью, но вот альбомы как-то вытянуть не мог. Видимо был молод, а может я чего-то ждал. Например, того, что ко мне на улице, когда я шёл после работы домой, подойдёт дядя и скажет: «Молодой человек, мне эта вещь уже не нужна. Возьмите пожалуйста, а то мне выбрасывать её жалко», - и протянул мне диск Зигги Стардаста. То была виниловая пластинка, которую мне и слушать было уже не на чем … не говоря о том, что к тому моменту такие вещи опять обрели ценность, да ещё какую. Тем временем дядя, который протягивал мне пластинку, рассмотрев мою растерянность и пользуясь мои параличом всунул диск мне в руки и растворился в темноте. И что мне было с этим делать? Пластинку я, естественно, подарил другу, которому есть где слушать. Сам же прям тем же временем послушал давно скачанный mp3 вариант Зигги и … проникся ей на столько, что теперь это одна из моих любимейших вещей, без которых я не представляю себе мир музыки.

Вот как-то так. При этом получается, что в частности глэм-рок я очень даже уважаю, но вот в целом отношение у меня к нему так себе. Почему? Ну, наверное, потому, что начинался он как клёвый и яркий жанр, а закончился форменной клоунадой и жалким зрелищем … но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз. У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.