Pathfinder(LP) – 1972 (Vertigo Records 6360 073, UK)
Hobo (Park) (4’40)/MacArthur Park (Webb) (8’20)/The Witch (Scott/Gardiner) (5’26)/Pathfinder (Gardiner) (3’44)/From Shark To Haggis (Scott/Gardiner) (6’38)/Stretcher (Gardiner) (4’50)/Madame Doubtfire (Griffiths/McFeddries/Gardiner) (4’15)
Total time: 37’53
Martin Griffiths - lead vocals; Ricky Gardiner - lead guitar, vocals; Alan Park – keyboards; Gordon Sellar - bass, acoustic guitar, vocals; Raymond Wilson - drums
Produced by BEAGGARS OPERA.
Engineer: Barry Ainsworth.
Engineer: Roger Wake.
Sleeve design: Bloomsbury Group.
Sleeve illustration: Peter Goodfellow.
“Pathfinder is the third album from BEGGARS OPERA, completely different from Waters Of Change, their second, which is totally different from Act One, their first, and yet should have been called Pathfinder – the Seeker.
The album opens with “Hobo”, which pounds out the sad story of a dying tramp – the tempo, lazy, almost hypnotic and then in our dreamlike state we are lurched into the opening bars of Jim Webb’s classic “MacArthur Park”. A totally new approach and arrangement by the group with the addition of harpsicord and a taste of mellotron.
A blood curdling scream sets the scene for the last track, first side – a tale from the dark past of which burning – a track not to be heard last thing at night!!!
The second side opens with the title track “Pathfinder”. True to its name, it is totally different from anything BEGGARS OPERA have done before. “From Shark To Haggis” is a strange name, but listen – as the number unfolds from the sly menacing mood of the Shark to the raucous Scottish jig accompanied by drunken yells – we understand.
The mood changes again for “Stretcher”. A corral of guitars paints a relaxed sleeplike melody from which we are abruptly awakened to herald the entrance of “Madame Doubtfire”.
In the studio every possible instrument was used to create this devilised composition from sheet thunder in the toilet to an enormous bell which brings to a close an album of contrast and interest. Listen.”
Martin Griffiths (taken from original LP liner notes)
Кроме Великобритании, альбом вышел в Германии, Италии, Испании, Австралии, Канаде, Бразилии и Южной Африке. В 1974 году в Британии пластинку еще раз переиздали (отличается, конечно же, дизайном наклеек пластинок, с летающими тарелками, на которые лейбл Vertigoперешел в 1973 году). В Японии альбом был издан в 1977 году. А в 1989 году впервые выпущен на компакт-дисках в Германии.
Переиздания:
1974: Vertigo Records 6360 073 (LP), UK;
1977: Vertigo Records RJ-7224 (LP), Japan;
1989: Line Records LICD 9.00728 (CD), Germany;
1994: Vertigo Records SRML 0026 (LP)/SRMC 0026 (CD), South Korea;
1995: Repertoire Records IMS 7028 (CD), Germany;
2003: Vertigo Records UICY-9268 (CD), Japan;
2005: Repertoire Records REPUK 1066 (CD), UK;
2016: Vertigo Records UICY-25586 (CD), Japan.
Стоит отметить неординарную обложку оригинальной пластинки, которая раскладывается в гигантский плакат, показывая “во весь рост” астронавта верхом на лошади, мчащегося по какой-то неизвестной планете.
Что касается самой музыки, то главным отличием альбома является переход группы от стиля первых двух полнометражек к песенному формату, хотя сама прог-стилистика все же никуда не делась. Главная опора Waters Of Changes, меллотрон, здесь практически не используется, и лидирующие позиции в звуковой палитре перешли от Вирджинии Скотт к “клавишных дел мастеру” Алану Парку с его главным оружием, органом Хаммонда.
И это тот случай, когда намеренное упрощение музыки отнюдь не означает потерю качества. Ведь, согласитесь, будь вы хоть трижды заклятым поклонником прогрессивного рока, иногда миллион сбивок за пять минут и нагромождение звуков утомляют, и тогда вот такая музыка, простая на первый взгляд, с запоминающимися мелодиями, способна доставить настоящее удовольствие. Отличным примером этого подхода может служить вступительная песня “Hobo”, в которой рассказывается о стареющем бездомном (хотя это уже не было тогда оригинальной идеей, “благодаря” мистеру Андерсону). Далее следует кавер на песню Джимми Уэбба “MacArthur Park” (существует миллион версий этой песни, не спрашивайте меня почему, но самая известная из них - хитовая версия актера Ричарда Харриса 1968 года, а Эл Янкович исполнил пародию на эту песню в 1993-м года под названием “Парк Юрского периода” в честь вышедшего в том же году фильма Спилберга). В этом произведении доминирует клавесин, но есть немного меллотрона, и, к сожалению, это единственная вещь на этом альбоме, в которой он используется. Есть также пара зловещих песен на оккультную тематику, например, “The Witch” и “Madame Doubtfire”, которые могут напомнить вам о CRAZY WORLD OF ARTHUR BROWN (естественно, без характерного вокала Артура Брауна) или BLACK WIDOW. В заглавном треке есть вокальные гармонии, которые немного напоминают BYRDS, но все же тут безошибочно прогрессивные 70-е, особенно использование гитары и органа Hammond. “From Shark To Haggis” — странная вещь. Она начинается довольно джазово, но затем группа демонстрирует свои шотландские корни, превращая джаз в кельтскую народную джигу (отсюда, видимо, и “Хаггис” в названии песни, национальное шотландское блюдо еще со времен Роберта Бернса). Что касается акулы, то весьма возможно, что ребята вдохновлялись “Mack The Knife” Бобби Дарина, джазовой вещичкой с текстом об акулах. “Stretcher” - единственная инструментальная композиция на альбоме, и, к сожалению, ничем особо не примечательная, с ведущей гитарой Рикки Гардинера. Альбом завершается песней “Madame Doubtfire”, которая, как упоминалось ранее, имеет заметную оккультную тематику, и в конце песня действительно становится дикой со всеми этими воплями. Pathfinderтак и остался последним действительно хорошим альбом для тех, кто любит ранний британский прог.
Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, ноябрь 2022)