BEGGARS OPERA
По-настоящему оценить глубину, широту и размах творчества, которыми была пропитана прогрессивная рок-сцена в конце 1960-х и начале 1970-х, можно только с таким же подходом. Поэтому, если не полениться, а как следует “копнуть” вглубь, то только тогда становится очевидным, что стоило “заглянуть под поверхность”, и любознательному меломану откроется целый сонм талантливых, истово преданных своему делу коллективов и сольных исполнителей, существовавших в те достославные времена. Практически все они так и не стали именами нарицательными, но и спустя более полувека сохраняют свое заслуженное место в истории прогрессивного рока. И герои этой статьи, BEGGAR’S OPERA, как раз одна из таких групп (сразу стоит оговориться, что после первого альбома апостроф в названии коллектива пропал и больше практически не использовался).
BEGGARS OPERA, безусловно, мыслили нестандартно и дали выход своим фантазиям, создав прекрасную, свободную и парящую в дали светлые музыку, став одной из сверкающих жемчужин своей эпохи, несмотря на полное отсутствие коммерческого успеха и признания широких слоев публики, несомненно, совершенно незаслуженно.
Эта шотландская группа была образована в Глазго гитаристом Рики Гардинером (Ricky Gardiner, родился 31 августа 1948 года в Эдинбурге), позаимствовав свое название у известного британского поэта Джона Гея (John Gay), так называлась опера-баллада в трех частях, которая включена в программу английских школ, написанная в 1727 году. Гардинер вспоминает: “Я сформировал группу в 1969 году на базе моей первой школьной группы, которая называлась THE SYSTEM, в которой кроме меня были вокалист Мартин Гриффитс (Martin Griffiths, родился 8 октября 1949 года в Глазго) и бас-гитарист Маршалл Эрскин (Marshall Erskin), и к нам присоединились клавишник Алан Парк (Alan Park, родился 10 мая 1951 года) и барабанщик Рэймонд Уилсон (Raymond Wilson). Музыка, повлиявшая на наши неокрепшие души, была очень разнообразной, из-за разного происхождения участников группы. Это был адский коктейль стилей и жанров, начиная с итальянской оперы, немецкой классической музыки, Фрэнка Синатры, Джорджа Формби и заканчивая стандартным набором рок-групп прогрессивного рока того времени”. Действительно, Гардинер, Гриффитс и Эрскин работали чернорабочими на строительстве объездной дороги Биконсфилда, чтобы заработать средства и отдать долг дяде Рики Гардинера в размере одной тысячи фунтов стерлингов, которые тот ссудил начинающим музыкантам на покупку инструментов и оборудования для своей будущей группы.
В 1970 году BEGGARS OPERAподписали контракт с молодым, но уверенно набирающим обороты лейблом Vertigo, созданным Philips Records годом ранее для продвижения новой прогрессивной музыки. “У нашего менеджера в то время был коллега по бизнесу, который познакомил нас с Vertigo. В то время они как раз подыскивали новые группы для своего молодого лейбла”. Первый альбом BEGGARS OPERAбыл выпущен позже в том же году под названием, что вполне уместно, Act Oneи спродюсирован Филом Коултером (Phil Coulter). Инженером же проекта был не кто иной, как Мартин Бёрч (Martin Birch), он тогда только начинал свой путь, который позволил ему стать одним из самых знаменитых продюсеров и инженеров 1970-х и 1980-х годов. Рики вспоминает: “Наш первый альбом состоял из отрывков, к тому времени уже хорошо отрепетированного сценического шоу, я, кажется, помню, что на запись в De Lane Lea Studios в Лондоне ушло всего около дня”.
Качество альбома было таково, что многих людей оно застало врасплох. Игра гитариста и клавишника уже была такого высокого уровня, демонстрируя подлинное мастерство. Одним из самых выдающихся треков на пластинке был весьма продолжительный “Raymond's Road”, в котором отдавалась дань уважения Моцарту, Баху и Григу. Но на этом влияние классики не ограничилось, также весьма впечатляюще звучали новаторские рок-интерпретации BEGGARS OPERA в “Poet And Pleasant” и “Light Cavalry” австрийского композитора, одного из создателей венской оперетты, Франца фон Зуппе (Franz von Suppe), которые были очень впечатляющими по своей подаче. На сессиях для Act One также были записаны еще два трека, которые были выпущены в виде сингла в начале 1971 года, - “Sarabande” и “Think” на обратной стороне. Сингл стал хитом BEGGARS OPERA в Германии и Нидерландах, заработав группе армию преданных поклонников в этих странах, благодаря заразительному драйвовому риффу, который лег в основу “Sarabande”.
Когда начались сессии для второго альбома группы Waters Of Change, Маршалл Эрскин покинул группу, и его место на басу занял Гордон Селлар (Gordon Sellar). Что еще более важно, на этих сессиях к группе присоединился еще один важный участник, а именно автор песен Вирджиния Скотт (Virginia Scott), которая к тому же прекрасно владела меллотроном. Гардинер признает: “На альбоме Waters Of Change Вирджиния подняла группу на более высокий уровень благодаря своему таланту как автора музыки и аранжировщика, а добавление меллотрона в наш саунд придало звучанию группы действительно новое измерение”.
Это влияние Вирджинии на более богатое, раскрепощенное и разнообразное звучание группы слышно невооруженным ухом на протяжении всего альбома. Великолепное взаимодействие меллотрона и органа придало записи особый тембр, особенно на таких выдающихся треках, как “Silver Peacock”, “I've No Idea” и потрясающей “Time Machine”, которую решено было выпустить в качестве сингла в Германии. Рики добавляет: “У нас была сильная фэн-база в Германии из-за популярности наших живых выступлений. “Time Machine” была одним из треков, которые мы часто исполняли, и, пожалуй, это до сих пор наша самая известная песня”.
Еще одним фактором популярности BEGGARS OPERA в Германии стало их выступление на фестивале Great British Rock Meeting в Шпайере, где они выступили перед аудиторией, превышающей 112 000 человек, на концерте, в котором участвовали такие легендарные группы, как PINK FLOYD, BLACK SABBATH и FLEETWOOD MAC. Находясь в Германии, группа также появилась на легендарном телевизионном музыкальном шоу Beat Club, что было очень кстати в плане рекламы нового лонгплея, и помогло сделать Waters Of Change хитом в стране.
Несмотря на запись прекрасного второго альбома, более широкий коммерческий успех в Соединенном Королевстве по-прежнему ускользал от группы, но невзирая на это, Vertigo веру в группу не теряли, поэтому совместная работа продолжилась. И уже на следующем альбоме группы, Pathfinder, выпущенном в 1972 году, BEGGARS OPERA, возможно, достигли своего пика. Все в материале было высочайшего качества, они даже ввели волынку в арсенал своего звучания, чтобы придать своей музыке изящный кельтский оттенок. Такие композиции, как “Hobo”, “The Witch” и “Madame Doubtfire” особенно выделяются, все в них сделано на отличном уровне. Пожалуй, самым большим сюрпризом на альбоме стала кавер-версия песни Джима Уэбба (Jim Webb) “MacArthur Park”, которая стала большим хитом в 1968 году в исполнении актера Ричарда Харриса (Richard Harris). Выбор этой песни с готовностью объясняет Гардинер: “В этой песне было много того, что нас устраивало – интересная аранжировка, предоставляющая участникам широкие возможности для самовыражения”, - размышляет он. “Насколько я помню, концепция альбома была немного проще, чем то, что мы делали раньше. И мы искали дополнительные области вдохновения, чтобы добавить к тому, что у нас уже было”.
Вскоре после выхода Pathfinder вокалист Мартин Гриффитс покинул группу, и его заменил бывший участник SAVOY BROWN Пит Скотт (Pete Scott). Однако во время записи четвертого альбома BEGGARS OPERA Get Your Dog Off Me и Скотт покинул группу. На этот раз вокалистом стал Линни Патерсон (Linnie Paterson), ранее работавший в андеграундной группе WRITING ON THE WALL. На “Убери от меня свою собаку” группа попыталась, в поиске, что уж греха таить, коммерческого успеха, сменить направление, но соответствовать уровню своих же работ по качеству не получилось, даже того баланса между прогрессивным роком и доступностью, столь эффективно достигнутого на Pathfinder, не получось. Отчасти это было вызвано уходом Пита Скотта, за которым вскоре последовал и барабанщик Рэймонд Уилсон (которого заменил Колин Фэрли (Colin Fairley). Рики Гардинер вспоминает: “На запись этого альбома пришлась смена вокалистов, Пит Скотт ушел, и его быстро заменил Линни Патерсон, и я полагаю, что это в какой-то мере сказалось на группе”. Тем не менее, Get Your Dog Off Me содержал несколько заметных хитов, таких как “Turn Your Money Green”, “Working Man”, гитарный “Requiem” и превосходная кавер-версия “Classical Gas” Мейсона Уильямса (Mason Williams), которая также была выпущена в качестве сингла.
Get Your Dog Off Me станет последним альбомом группы на лейбле Vertigo Records. В 1974 году они подписали контракт с Jupiter Records и выпустили альбом Saggitary, записанным в составе Рики Гардинер, Вирджиния Скотт и Пит Скотт на вокале и Майк Трэвис на барабанах. В 1975 году вышел следующий альбом группы, Beggars Can't Be Choosers, с Клемом Каттини, заменившим Майка Трэвиса на барабанах. С выходом этого диска, первая глава в истории группы закончилась.
После распада группы Рики Гардинер продолжал играть с Дэвидом Боуи, отметившись на альбоме последнего Low, а затем играл с Игги Попом на его альбоме Lust For Life, в соавторстве написав классическую песню “The Passenger” для этой пластинки. Алан Парк, тем временем, несколько лет работал с сэром Клиффом Ричардом в качестве его музыкального руководителя.
Однако история оперы BEGGARS OPERAбыла на этом приостановлена, но не закончилась. Достаточно неожиданно спустя несколько лет группа была реанимирована, и в 1980 году альбом Lifelineбыл выпущен в Германии, снова на лейбле Vertigo. Записана пластинка была в составе - Линни Паттерсон на вокале, Алан Парк на клавишных, Гордон Селлар на гитаре, Колин Паттерсон на басу и Джон Голливуд на барабанах. Удивительно, но и на этом история BEGGARS OPERA не закончилась, хотя и в ней наступила длительная пауза продолжительностью в…спустя “всего лишь” чуть более четверти века группа, на этот раз уже в составе с участием Рики Гардинера, Вирджинии Скотт и барабанщика Тома Гардинера (сына Рики и Вирждинии), продолжила и выступать, и записываться. “Группа еще не закончена”, - настаивает Рики Гардинер в заключение. “И, вместе с этим, я думаю, что наше наследие будет определяться не нами, а будущими поколениями”. (Небольшое, но необходимое примечание: одним из участников BEGGARS OPERA, который не фигурировал ни на одном из их альбомов, был барабанщик по имени Эд Бикнелл (Ed Bicknell), впоследствии он стал чрезвычайно успешным менеджером, работая с DIRE STRAITS).
Malcolm Dome
London, August 2012
Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, ноябрь 2022)