Найти тему
Дарья Животовская

Будни по призванию

Оглавление

День с учителем начальной школы — Слободенюк Людмилой Александровной. Рассказ о спектакле, «горящих блюдцах» и постоянном труде.

Утро начинается в школе

7:30. Школьный гул: ученики начальных классов сбивают с ног, боясь опоздать на урок, старшеклассники неспешно повторяют домашнюю работу, учителя обсуждают методические рекомендации и конспекты. Класс – это островок, тишины и уюта. Особая атмосфера царит в 3-А: разноцветные карточки-правила на стене, патриотический уголок и советские картинки на расчерченной меловой доске – проникаешься детством. Душевно. Это всё благодаря ежедневному труду Людмилы Александровны. Она здесь с 7 часов утра.

«Приходишь намного раньше. Вынужден. Сейчас очень много подготовки к будущим урокам. Кроме того, что ты их с вечера все разработал, продумал чем заниматься – расписал. Надо ещё придумать наглядность, с которой сейчас есть проблемы. Дальше – подобрать видео, просмотреть его. Не всегда видеороликам, которые сейчас даются к теме урока, либо к внеклассному занятию, можно доверять полностью» — говорит Людмила Александровна.
Важно подготовиться!
Важно подготовиться!

Ровно 8:00. Звенит звонок. Урок русского языка начался с разбора ошибок домашней работы. Тут и пригодились советские картинки, заранее подготовленные заботливым учителем. К слову, выйти к доске желающих много. Как говорят коллеги-учителя «лес рук».

Работаем над ошибками.
Работаем над ошибками.

О важности спектакля

Словарный диктант завершён, а значит можно перейти к главной теме урока. Тут начинается самое интересное: Людмила Александровна становится режиссёром и актёром своего маленького спектакля. Весь мир детей — игра. А для учеников 3-А весь мир — Учитель. Она рассказывает правила, задаёт вопросы и, если необходимо, разъясняет ответы. Она не садится ни на секунду, постоянно перемещаясь по классу от одного ученика к другому никто не остаётся без внимания!

Никто не останется без внимания.
Никто не останется без внимания.

Людмила Александровна подходит к доске и с прилежным послушанием, словно сама не так давно была ученицей, записывает наглядные примеры:

«Москва, Красная Площадь, Кремль — это всё какие слова? Почему я написала их с заглавной?». «Это имена собственные. Они всегда пишутся с большой буквы» —звучит ответ из класса.

Тема становится понятной!

Не так давно сама была ученицей.
Не так давно сама была ученицей.

Учитель продолжает свой марафон по кабинету. Останавливается только тогда, когда звенит звонок на перемену, и то не сразу. Нужно уточнить: «Всё ли было понятно, ребята?».

Важно, чтобы стало понятно!
Важно, чтобы стало понятно!

"Чего я туда еду?"

Видишь этот задор, пылкость в желании научить, объяснить, рассказать всё, что знаешь, и становится понятно: учитель это призвание.

— Почему Вы решили стать учителем?
— Вообще не возникал передо мной такой вопрос. Когда получила документы об окончании 10 класса — сразу направилась прямой дорогой в пединститут, даже не задумываясь "Чего я туда еду?" — смеётся Людмила Александровна.

Как оказалось, ученицей она сама подменяла своего классного руководителя. Теперь лицо наставника ориентир в профессии:

«Перед глазами всю жизнь, как это ни странно для меня, стоит лицо первого учителя, Анны Ивановны, которая вела у меня с первого по третий класс. Она настолько в памяти моей осталась, что всю жизнь я будто нахожусь под прицелом ее глаз, включая, конечно, работу."
Это призвание.
Это призвание.

Людмила Александровна вспоминает, как Анна Ивановна доверяла ей. Это вселяло уверенность. Бывало, по заданию любимого учителя, она забирала пачку тетрадей домой. Еще в начальной школе Людмила Александровна начала проверять тетради своих одноклассников. Только теперь она понимает так доверять ученикам, даже в то время, было нельзя:

"Один интересный момент случился, когда принесла так пачку тетрадей домой. Это ж раньше был вот этот круглый стол, плюшевая скатерть на нём и пузырёк с красными чернилами. Макаю туда ручку и в этот момент прыгает кошка моя на стол — чернила разливаются на пачку тетрадей. Я помню: наревелась, от матери получила ремня за скатерть, естественно. А потом подписывала пачку этих тетрадей по-новой своим друзьям, своим одноклассникам, чтобы они утром уже смогли в них работать. Этот момент так и остался на всю жизнь в памяти"
Анна Ивановна доверяла. Это вселяло уверенность.
Анна Ивановна доверяла. Это вселяло уверенность.

О "горящих блюдцах"

Тем временем, на перемене привычно шумно. Игры, которые остаются неизменными десятки лет: «съедобное-несъедобное», скакалки, слова, обручи и самолётики. Кто-то из ребят перебирает портфель, кто-то достаёт перекус. Кажется, уследить невозможно. Но для учителя эти пятиминутки детства привычны. Профессиональный стаж Людмилы Александровны — 44 года. Ей 64. Наверное, опытного учителя трудно удивить детскими шалостями и громкостью.

Кажется, что уследить за детьми невозможно.
Кажется, что уследить за детьми невозможно.

Второй урок математика. Сложные примеры, вычисления и, наконец, таблица умножения, подвластная только самым усердным.

Только усердием...
Только усердием...

Царица всех наук наук станет хорошей подругой только если проявить достаточно терпения. У ребят из 3-А всё впереди, тем более, с таким чутким наставником.

Всё впереди!
Всё впереди!

И вот снова перемена. Идём в столовую самое приятное времяпрепровождение каждого школьника. Стол с табличкой «З-А» Людмила Александровна накрывает сама. Следит за тем, чтобы всем досталось поровну и как можно быстрее. На обед макароны с тефтелей и компот из сухофруктов. В школе он кажется особенно вкусным.

Любимое место школьников.
Любимое место школьников.

Урок окружающего мира начался с проверки домашнего задания о листьях, деревьях и кислороде. Нужно было рассказать текст. Заучивать необязательно, можно рассказать своими словами, главное понять. Ребята волнуются, сбиваются, начинают сначала. Людмила Александровна по-матерински поддерживает каждого. Старания учеников не прошли зря все справились с домашней работой. Теперь самое приятное время для учителя выставление оценок за старательную работу.

Самое приятное занятие для учителя.
Самое приятное занятие для учителя.

Урок продолжается. Интересно наблюдать за тем, как Людмила Александровна вовлекает ребят в процесс. Её восхищают «горящие блюдца» — распахнутые от любопытства глаза учеников- несомненная заслуга и награда для любого наставника.

"Горящие блюдца" - награда любого наставника!
"Горящие блюдца" - награда любого наставника!

Создаётся впечатление, что настоящий учитель способен наладить контакт с каждым ребёнком.

Контакт с каждым ребёнком.
Контакт с каждым ребёнком.

Уроки заканчиваются, ребята собираются домой. Снова детский шум, который к концу дня становится привычным и даже родным.

Ребята собираются домой.
Ребята собираются домой.

Теперь ясно, почему выпускники Людмилы Александровны передают своих детей в знакомые учительские руки. Родители просчитывают выпускные начальной школы. Всё для того, чтобы попасть в класс Людмилы Александровны. Всё для того, чтобы дети, как и когда-то родители, любили учиться и с удовольствием ходили в школу.

Знакомые учительские руки.
Знакомые учительские руки.

Время передышки

Учебный день заканчивается: ребят ждёт продлёнка, домашняя работа и друзья. Только учительские будни в самом разгаре. Дальше – заполнение журналов и другой документации, помощь ученикам на продлёнке, проверка тетрадей, подготовка к завтрашним урокам. Если говорить о тетрадях, то Людмила Александровна не жалуется: как только начинала работать, было больше, приходилось и 150 штук домой носить проверять. К 18:00, если быстро справится в классе, она возвращается домой. Есть время для передышки — часовая прогулка с мужем.

"Собственно неделя у нас заполнена так, что, по идее, ты уже ничего другого не успеваешь. Единственное, что себе позволяю под звуки телевизора, какой-нибудь программы, склониться над тетрадями. " говорит Людмила Александровна.

Но, тем не менее, без работы она не может. Видеть любопытство в глазах детей, помогать и наставлять это, всё-таки, призвание.

Это призвание!
Это призвание!

Автор: Дарья Животовская