Никита Хрущёв, благодаря своей колоритной внешности и извечной говорливости, производил на искушённых партаппаратчиков впечатление деревенского простофили. На самом же деле он был вовсе не так прост, как кажется. «Внешность бывает обманчива», и Никита Сергеевич – живая иллюстрация правдивости этой народной мудрости.
После смерти Сталина «простофиля» переиграл опытнейшего интригана – Берию, провернув такую комбинацию, на которую никогда не решились бы более солидные коллеги по партийной верхушке.
А потом – оттеснил от руля власти Маленкова; вытолкнул из политики маршала Жукова; устоял, когда его пытались свергнуть Молотов, Булганин, Ворошилов, Каганович и Маленков вместе взятые. И добился единоличной власти.
Лазарь Каганович (1893-1991) на склоне лет дал несколько интересных интервью, рассказывая о событиях той эпохи откровенно. Скрывать и терять глубокому старику в 80-х годах уже было нечего.
Лазарь Моисеевич подтвердил: в годах 50-х ни у кого даже и в мыслях не было, что Хрущёв может стать главным лидером партии и всего СССР. Они воспринимали Никиту Сергеевича как компромиссную, удобную для всех фигуру, которая отнюдь не блещет великими талантами и не обладает огромными властными амбициями. Ошиблись.
К продвижению Хрущёва по политической лестнице приложил руку именно Каганович.
Дело обстояло так. В 1925 году Лазарь Моисеевич, как новый Генеральный секретарь ЦК Компартии Украины, приехал на Донбасс, на местную партийную конференцию. В кулуарах к нему подошёл делегат товарищ Хрущев, и сказал:
«Вы меня не знаете, но я Вас знаю, Вы приезжали к нам... в начале 1917 года как товарищ Кошерович. Я к вам обращаюсь по личному вопросу: мне здесь тяжело работать. Дело в том, что в 1923 и 1924 годах я поддерживал троцкистов, но в конце 1924 года понял свою ошибку, и признал её. Но мне всё время этим пеняют, особенно из Окружкома товарищ Моисеенко. Мне здесь не дают работать. Прошу Вас помочь мне и перевести меня в другое место».
«Хрущёв произвёл на меня хорошее впечатление. Мне понравилось его прямое признание своих ошибок и трезвая оценка его положения. Я ему пообещал продумать, куда его перевести», – вспоминает Лазарь Моисеевич.
Но, как говорится, пообещать – это не значит жениться.
Спустя несколько недель (или месяцев) секретарь Кагановича вдруг доложил: вот, звонит с вокзала приехавший из Донбасса товарищ Хрущёв и просит Вашего приёма.
«Я сказал: пусть приедет... Помню, как он благодарил за то, что я его сразу же принял... Я его спросил: «Что, если мы Вас сейчас возьмем в ЦК компартии Украины на положение инструктора орготдела ЦК, а потом посмотрим, может быть, откроется ещё какая-то возможность». – «Это, – сказал он, – даже слишком много для меня: сразу в аппарат ЦК, но раз Вы такое мнение выразили, то я, конечно, очень благодарен за такое доверие и, конечно, согласен».
Понравившись Кагановичу и другим ответственным товарищам на работе в Харькове, через некоторое время Хрущёв был переведён в Киев. Там его избрали заведующим орготдела окружкома.
В 1929 году Никита Сергеевич вновь не постеснялся обратиться с личной просьбой к Кагановичу (который давно уже отбыл с Украины в Москву). Причём действовал Хрущв по той же самой схеме, заставая партийного босса врасплох.
«Мне опять докладывают, что вот из Киева приехал товарищ Хрущёв и просит приёма. Я его принял. Он просил помочь ему поступить в Промакадемию имени Сталина. «Я, – сказал он, – учился на рабфаке, но не кончил, взяли на партработу, а теперь вот очень хочу доучиться в Промакадемии. Меня могут на экзамене провалить, но я очень прошу Вашей помощи – дать мне льготу, я догоню».
«Надя, это тот самый Хрущёв из Промакадемии, про которого ты рассказывала?»
Каганович помог. В Промакадемии открытый и дружелюбный, жизнерадостный и говорливый Никита Хрущёв развил бурную деятельность, и скоро стал секретарём местного парткома. Он обратил на себя внимание многих. В том числе и Надежды Аллилуевой – жены Сталина, учившейся в одной группе с Хрущёвым.
Промакадемию Хрущёв так и не окончил. Зато получил назначение возглавить Бауманский райком Москвы. А потом – возглавил райком более крупного Краснопресненского района.
Через некоторое время, когда понадобился второй секретарь Московского городского комитета партии, Каганович, как первый секретарь, взял к себе товарища Хрущёва. А когда Лазарь Моисеевич уходил на повышение – Никита Сергеевич занял его место.
Тут уже не обошлось без одобрения Сталина.
«Я рассказал ему о Хрущёве, и о его троцкистской стезе в 1923–1924 годах. Сталин спросил: «Изжил он эти ошибки?» Я ответил: «Не только изжил, но активно с ними борется». – «Выдвигай», – сказал Сталин. Помню, я обедал у него дома, и Сталин спросил жену: «Надя, это тот Хрущёв из Промакадемии, о котором ты мне рассказывала?» – «Да», – ответила она».
⚡Единственный правитель СССР, который хотел полностью "реабилитировать" Сталина- кто он?
Вот так Никита Хрущёв превратился из партсекретаря захудалого провинциального техникума в руководителя Москвы и области (руководящий орган у столицы и её области тогда был один). А в 1938 году он стал главой УССР.
Такой взлёт оказался возможным потому, что Никита Сергеевич умел оказываться в нужное время и в нужном месте, умел развивать «бурную деятельность», и не стеснялся хлопотать перед начальством.
«Не жалеете, что выдвинули Хрущёва?» – спрашивали у Кагановича журналисты эпохи перестройки.
«Нет, не жалею, он на моих глазах рос с 1925 года, и вырос в крупного руководящего деятеля областного и краевого масштаба. Он принес пользу нашему государству и партии, наряду с ошибками и недостатками, от которых никто не свободен,– отвечал престарелый Каганович, – однако более высокие ступени власти оказались уже не для него. Есть люди, у которых на большой высоте голова кружится. Хрущёв из таких. Оказавшись на большой вышке – у него голова закружилась, и он начал куролесить, что оказалось опасным и для него, и особенно – для партии и государства».
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!
А как Вы считаете, в чём была причина успеха Хрущева в борьбе за власть?