Найти тему
Анастасия

Человек не вещество: всё о soft и hard skills

Оглавление

Понятия hard и soft skills появились в военной сфере США в 1959 году. В гражданский обиход термины перекочевали уже позднее. В чём разница между этими навыками, как менялись приоритеты и с какими сложностями, возможно, предстоит столкнуться — читайте в нашем новом материале.

Hard и Soft skills: трансформация понятия «профессионал»

Что это такое

Hard skills — профессиональные навыки, легко поддающиеся качественной оценке. Это знания, которые мы получили благодаря образованию и опыту работы:

  • легко измеримы;
  • конкретны;
  • как правило, достигаются путём практики и тренировок.

Soft skills — гибкие навыки, связанные с личностью человека. Они формируют способы мышления, действия, работы и взаимодействия с другими людьми:

  • тяжело определимы;
  • универсальны;
  • достигаются опытным путём.
-2

В чём подвох

Четыре года на бакалавриате, два года в магистратуре, ± аспирантура и вот, казалось бы, вы достигаете уровня «профессионал». Эту категорию можно охарактеризовать как «человек, который получает доход от конкретных знаний или опыта — в отличие от рабочего, любителя или дилетанта без формального образования».

Ещё в 1918 году учёные Гарвардского университета, Фонда Карнеги и Стэнфордского университета провели исследование и пришли к выводу, что 85% успеха на работе достигается за счет хорошо развитых мягких навыков. Таким образом, лишь 15% определяет наш профессионализм.

-3

Это подтверждает исследование директора Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ВШЭ Владимира Гимпельсона и сотрудника Международной лаборатории прикладного сетевого анализа ВШЭ Артёма Волгина, опубликованное в 2021 году. Анализ 3,8 млн вакансий на сервисе hh.ru продемонстрировал, что у работодателей наиболее востребованы социальные навыки.

«Даже если вы блестящий специалист, но со второй фразы в общении с коллегами переходите на ор, мат и угрозы, вы останетесь без работы», — сказал Владимир Гимпельсон.

Исследование Гимпельсона и Волгина показало, что в большинстве случаев необходим тандем социальных и профессиональных навыков. Квалифицированный, но эмоционально нестабильный инженер, который не умеет работать в команде, не будет представлять большую ценность работодателю.

Что делать

Основная проблема, с которой могут столкнуться соискатели и работники, — soft skills трудно развивать. Это обусловлено тем, что они во многом связаны с характером человека. Однако сложно — не значит невозможно.

Основные методы развития мягких навыков:

  • самообучение (чтение литературы, самостоятельное изучение статей, блогов, тренингов, прослушивание вебинаров);
  • поиск обратной связи;
  • обучение на опыте других;
  • специальные задания (фоновые тренинги), т.е. самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции;
  • решение кейсов;
  • «обучение через развертывание сюжетных линий на основе бинарных тематических оппозиций», представление материала в виде рассказа путём выявления его эмоционально-личностной значимости;
  • развитие в процессе работы.

Ретроспектива

Профессионал середины XX века — человек, назначенный на место «алфавитным методом». Профориентация и личное мнение мало волновали работников учебно-производственных комбинатов. В 90-ые ситуация изменилась, многие сменили не только гражданство, но и профессию — на этот раз по своей инициативе.

Несмотря на то, что учёные осознали роль soft skills около века назад, приоритет гибким навыкам начал отдаваться совсем недавно. Ещё в 2011 году American Society for Training and Development сообщало, что 72% инвестиций американских корпораций в обучение персонала направлялись именно на развитие hard skills.

Спустя почти десятилетие, в 2019 году 92% специалистов по подбору талантов заявляли, что мягкие навыки важны для найма не менее или даже более, чем жёсткие. Об этом говорится в отчёте LinkedIn Global Talent Trends. Кроме того, именно soft skills обеспечивают «долговечность» карьеры.

Доля компаний, уделяющих особое внимание эмпатии и навыкам межличностного общения, удвоилась в 2020 году. В период с 2019 по 2020 год такие скиллы, как лидерство и менеджмент, стали гораздо более приоритетными для большинства компаний, увеличившись на десять процентных пунктов в годовом исчислении до 50%.