Эту работу я посвящаю им! Тем самым созданиям, благодаря которым люди сбегают от тошнотворного, душного вкуса рутины в иную реальность и находят ответы на свои, как порой кажется, до хруста костей сложные вопросы, над которыми кто-то когда-то уже ломал голову не один десяток часов. Тем самым созданиям, которые заставляют людей переживать тысячи эмоций всего за несколько сотен страниц. Тем самым созданиям, которые подталкивают их к философским размышлениям тогда, когда голова пуста, однако раскладывают сложные субстанции на молекулы, когда она закипает от переизбытка мыслей.
Эту работу я посвящаю книгам! Книгам, которые оставили неизгладимый след в моем юном сознании, которые облачили чувствительное сердце в защитную пленку, чтобы никакая грязь не могла поставить кляксу на его чистую кожу, которые терзали нежную душу, царапали ее до крови и этими царапинами лечили ее. Эту работу я посвящаю моим любимым книгам.
Он о тонкости отношений, о настоящей любви, ставшей светом для людей эпохи отчаяния. Он душераздирающий, ибо не может оставить равнодушным даже самое циничное сознание; он же до костей и сухожилий прекрасный и все по той же причине — по причине своего бесценного влияния. Все эти бесчисленные эпитеты об одном романе. «Три товарища» — это, на мой взгляд, лучшее произведение Э. М. Ремарка. Сейчас, вспоминая эпизоды, нарисованные на страницах этой книги, я чувствую легкую дрожь, невзирая то что мне уже не пятнадцать (именно в этом возрасте я прочитала впервые этот роман). Если честно, мои губы сейчас сковывает немота, ибо я знаю, что ни одно слово русского языка и ни одна комбинация этих слов не передадут всю прелесть, всю глубину, всю тонкость «Трех товарищей».
Эта книга прекрасна по своей природе. В ней показана настоящая дружба, разорвать которую не в силах даже смерть. Дружба-образец, та дружба, которая в жизни встречается крайне редко, но в существование которой необходимо верить каждому. В ней показана чистая, не опороченная и не опошленная ни маленькими номерами, ни сигаретами, ни кальвадосом любовь. Любовь, которая оживляет и Робби, ибо душа его, как кажется поначалу, омертвела, иссушила все свои ресурсы во время войны, и читателя, которому казалось до прочтения, что он в полной мере жил и чувствовал. Эта любовь пропитывает страница «Трех товарищей» и воскрешает каждую частичку, каждый нерв.
Для меня этот роман есть напоминание об истинных духовных ценностях, о которых в пучине ежедневных событий человек может забыть. «Три товарища» будят в существе че-ло-века, и в этом, на мой взгляд, их главная заслуга. В конце концов, книги есть неотъемлемая часть искусства, а искусство для человека часто является утешением. Свое утешение я нашла именно в них.
Перейду ко второму полюбившемуся моему сердцу произведению.
Каждому, даже не читавшему, знакомый сюжет. Женщина. Безумная страсть. Поезд. Однако для тех, кто не собирал глазами из черных буковок слова на страницах этого романа, «Анна Каренина» представляется простой книгой о банальной несчастной любви, а точнее о героине, которая, не выдерживая гнета собственных чувств, решает покончить с собой (самая популярная «интерпретация» «Анны Карениной», по моему мнению).
Толстой разбил мой каменный замок ожиданий. Роман оказался намного сложнее постановок в театрах, которые представляют произведение по выбранным режиссерами обрывкам романа, чаще всего без имени «Китти» или фамилии «Левин», являющиеся соразмерно важными великой и ужасной Анне Карениной.
Глубина романа, безусловно, потрясает и разум, и сердце читателя. Во-первых, понять содержание книги, проблематику ее невозможно без знания истории. Роман посвящен женщине, которая во второй половине XIX века решает наплевать на все устоявшиеся в обществе мнимые идеалы, которым все его члены внешне (подчеркиваю, только внешне) придерживаются. Именно поэтому, на мой взгляд, это грубейшее проявление невежественности — задаваться такими вопросами, как «Почему уход Карениной от мужа был вызовом обществу?»
Во-вторых, помимо исторической подоплеки, я (как преданный поклонник этого романа) хочу отметить глубину его внеконтекстного содержания, ибо ограничить его тематику любовной будет грубейшей ошибкой. «Анна Каренина» не столько о любви, сколько о нравах, об общественном, закоренелом строе, о ложной истине и правдивой лжи; он о жизни во всех ее проявлениях и сферах. Эта книга, подобно рычагу, запускает работу души, разума, сердца и заставляет читателя анализировать чужие ошибки, дабы не совершить таких же своих. «Анна Каренина», пожалуй, не есть инструкция правильного бытия, но есть отражения бытия в целом.
Книга, конечно, большая (в стиле Толстого). Однако я прочла ее на одном дыхании и в первый, и во второй раз. Прочитавший единожды «Анну Каренину», я уверена, понимает меня: я глотала эти длинные предложения и страстные диалоги, я пожирала их с безумным наслаждением, и никак не могла получить насыщения. А для человека, перманентно держащего какую-либо книгу в своих руках, это — истинное наслаждение и редкость.
Я не хотела быть оригинальной, не хотела кричать о своей исключительности, нет, ибо я не первооткрыватель. Однако я фанат художественной литературы, и в этой работе мне хотелось рассказать о книгах, которые потрясли именно меня, и дать возможность читателю надеть мои линзы, увидеть известные романы сквозь призму именно моего восприятия, сквозь марлю именно моей души.