Одна из самых старинных работ выставки «Семейный альбом» – картина Николая Никитовича Лекомцева «Сепские просторы». Она датируется 1966 годом и предоставлена для экспозиции семьей Лекомцевых.
… – А вот это картина моего деда! – сказал сепский гончар Егор Лекомцев, с гордостью демонстрируя нам, собравшимся в коворкинге Сепского клуба, большое живописное полотно, чуть потрескавшееся от времени, но явно бережно хранимое… Наша творческая команда в то время работала над проектом «Секретная карта деревни Сеп», и в процессе составления карты обнаруживались удивительные факты и о деревне, и о ее жителях. Мы, конечно, всегда знали, что в Сепе живут талантливые люди, но все равно не перестали поражаться новым открытиям. Автор картины, которую принес в Сепский клуб дядя Егора, житель Сепа Владимир Николаевич Лекомцев, – его отец Николай Никитович Лекомцев (1927 – 1998 гг.). Он вместе с другом и однофамильцем Иосифом Николаевичем Лекомцевым написал краеведческую книгу «Сеп палъёс: ортчем аръёс» («Сторона родная Сеп: прошедшие годы»), которая стала ценным источником для составления всех экскурсионных маршрутов Секретной карты. И вот оказалось, что Николай Никитович был не только летописцем родной деревни, но и художником-любителем. Его картина называется «Сепские просторы» и сейчас представлена на выставке «Семейный альбом».
Биографию художника-любителя для экспозиции написала его дочь, Любовь Николаевна Лекомцева. Публикуем отрывки из биографии.
«Родился Николай Никитович Лекомцев 18 апреля 1927 года в удмуртской крестьянской семье в деревне Сеп Игринского района Удмуртской Республики. Вся его большая жизнь связана с родной деревней… Николай Никитович рано остался без отца, всю мужскую работу приходилось выполнять самому. Учился он с большим желанием. С началом Великой Отечественной войны закончился керосин, не было тетрадей и чернил, писали на книгах чернилами из свеклы, зажигали вечером лучину.
В 1943 году Николай Лекомцев закончил Сепскую школу с похвальной грамотой. Летом после окончания школы подростком работал на строительстве железной дороги Балезино-Ижевск на участке Менил-Кекоран. Работали без выходных, работа не прекращалась ни днем, ни ночью, под проливным дождем, без горячей еды, на два-три дня давали полбуханки хлеба.
Осенью 1943 года поступил учиться в Дебёсское педучилище, где в то время преподавали очень грамотные, культурные, интеллигентные педагоги. Директором педучилища была Варвара Мироновна Иванова. Приходилось нелегко: в 1944 году отменили карточки на хлеб, не было соли, питались одной картошкой, к весне у многих студентов началась «куриная слепота» от нехватки витаминов. В Сепе летом 1944 года тоже не было хлеба, был сильный голод, ели траву с молоком, все зерно отправляли на фронт. В те годы хлеб ценился намного больше всякого золота и драгоценностей.
В марте 1945 года, не закончив учебу в училище, он был призван в армию. В своих воспоминаниях Николай Никитович пишет, что колхоз на «провожаны» выделил полкило овсяной муки, но после просеивания осталось муки с горстку. Сварили из этой муки кисель (кисаль по-удмуртски), с другом съели по две ложки, и еда закончилась.
На фронт его не взяли по состоянию здоровья. Он прослужил в армии до апреля 1951 года – всего отслужил шесть лет и один месяц. В период службы в армии офицеры доверяли ему проводить политзанятия. Он научился писать статьи, пользовался авторитетом среди сослуживцев и командования.
После службы Николай Никитович продолжил учебу в Дебёсском педучилище, в 1954 году получил диплом учителя начальных классов. Высшее образование получил в Ижевском пединституте в 1961 году по специальности «учитель истории». Работал в Сепской школе учителем истории, иногда вел уроки рисования. Рисовать он любил и умел с детства. Очень любил изображать окружающую природу, а в помощники брал своих детей».
…На соседнем выставочном стенде, рядом с картиной Николая Никитовича Лекомцева, находятся и работы его совсем юных правнуков, сделанные во время летних пленэров на сепских просторах и во время занятий в кружке изобразительного искусства. Может быть, пока это просто детские рисунки, а может, и начало той самой большой любви к художественному творчеству, которая всю жизнь согревала их замечательного прадеда.
Проект SEP COMMUNITY реализуется АНО KAMA records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
#SepCommunity #ArtSep #Сеп #KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #эффективнаяфилантропия #НКО