Найти тему
86,2K подписчиков

Отчего вы не пишете книг?

8K прочитали
Малка Лоренц
Малка Лоренц

Пятнадцать лет и пятнадцать килограмм тому назад, когда я только начинала публиковать тексты в соцсетях, под каждым из них в числе прочих комментов типа "пронзило до мурашек" и "ржали всей канцелярией" непременно бывала пара комментов такого содержания, что отчего вы, мол, не пишете книг? И когда же вы наконец бросите работать и станете писать книги? Мы очень ждем!

Эти светлые люди подразумевали, что автор книг в отличие от обычных граждан живет легко и беззаботно на гонорары с тиражей. 

Сейчас, когда на носу у меня очки, а в душе осень(зачеркнуто) когда на моей совести то ли семь, то ли восемь книг в твердой обложке, я могу многое рассказать про эту беззаботную жизнь. Из той пишущей тусовки, к которой я тогда принадлежала, из звезд прежнего ЖЖ в бумаге издались примерно все, причем не по разу. Самый крупный гонорар за рукопись, о котором я слышала, составлял плюс-минус месячную зарплату кассира Пятерочки с учетом штрафов за опоздания. Самых больших роялти по итогам годовых продаж хватило более-менее на покупку рождественских подарков. В остальных случаях доход автора вообще не стоил упоминания в приличном обществе. 

Этому есть материалистическое объяснение, и даже не одно. Прежде всего доход автора зависит от тиража. И если автор пишет замысловатую прозу для интеллектуалов или изящную лирику с двойным подтекстом, да еще в жанре короткой новеллы - ни одно издательство не раздуплится на тираж больше пяти тысяч, потому что издательство себе не враг и точно знает, какой процент сограждан составляют любители подтекста. Далее доход автора зависит от продаж, и здесь придется учесть, что, мягко говоря, не все любители подтекста готовы за этот подтекст платить. То есть тонкая проза издается мало и продается плохо. Все известные авторы, с которыми мы вместе начинали, зарабатывают журнальными колонками и другими такими же отвратительными способами, потому что жрать-то надо. Все, кроме одной. Она не писала, как мы все, фрагментарную прозу. Она писала детективы. Очень хорошие. И она единственная не пишет колонок, а живет на гонорары, на роялти и на отчисления с экранизаций.

Женский детектив - самый продаваемый жанр. Во-первых, женщины вообще читают больше мужчин. Во-вторых, для женщин чтение не только развитие и душевный труд, но и умственный фастфуд, снотворная таблетка и способ отвлечься от забот. Собираясь на самолет, на пляж или в больницу на обследование, она не Пруста с собой берет и не древнекитайскую поэзию. У меня у самой на даче целый шкаф Марининой, после прополочных работ это ровно то, что нужно организму. Это просто, увлекательно, присутствует интрига и, в отличие от мужского детектива, никакой пальбы и взрывов, а одни лишь бытовые детали.

Если бы я писала детективы, это были бы совершенно другие тиражи, совершенно другие деньги и никаких колонок.

Один мой давний знакомый в свое время так и поступил - подумал над вопросом, понял, как это делается и стал писать криминальные романы. С работы он ушел, ему теперь и так хватало. А потом он организовал школу, где этому учат, Академию Антона Чижа. Там ведут курсы мастерства успешные авторы, эти курсы уже закончила куча народу, народ пишет, издается и зарабатывает, Академия приглашает все более интересных лекторов и я здесь пиарю этих ребят абсолютно бескорыстно, просто потому что они крутые.