Наша задача - разотождествиться с тревожной частью и построить с ней отношения.
Материалы: два стула
На одном стуле представьте тревогу, а на другому стуле располагаетесь вы - целостная взрослая зрелая личность, в которой есть много еще чего кроме тревоги (тревога, это не весь, вся вы, это лишь ваша часть).
Этапы работы:
1. Представьте, что ваша тревога сидит напротив вас на стуле как отдельный человек. Внимательно рассмотрите ее: как она выглядит, как сидит, с какой интонацией и что вам говорит.
Послушайте ее замечания, ее комментарии, ее посыл вам, ее пожелания вам, ее переживания, чувства.
2. Спросите, что хорошего она хочет для вас? Какова ее главная задача? Какова ее функция в вашей жизни? По какому поводу она тревожится? Что ее беспокоит? Что она чувствует? (Попробуйте задавать вопросы до тех пор, пока не получите ответ. Часто наша часть хочет для нас хорошего, только для этого применяет не те методы и не способствует нашему здоровью). Важно просто ее услышать.
3. Когда вы внимательно выслушали тревогу, ее переживания, ее желания, прислушайтесь к себе: какой отклик у вас к ней возникает, какие чувства? Скажите ей об этом и послушайте ответ.
4. Посмотрите на тревогу еще раз и скажите ей какие-то важные для вас и нее слова. Это может быть благодарность, может быть просьба или требование, может быть обещание заботиться о себе и выполнять какую-то задачу самостоятельно, с радостью и легкостью.
Доведите переговоры с тревогой до результата, который бы устроил вас. Может быть, она подскажет вам, как ее успокоить или при каких условиях она уступит место спокойствию.
5. Дайте себе обещание замечать эту часть в себе и предпринимать какие-то меры профилактические, успокаивающие.
Психолог Марина Сухарева, метод: психодрама, монодрама