Десятилетиями американцы делали все для того, чтобы их культура покорила планету. В результате подавляющее большинство людей стало слушать их певцов, носить одежду с английскими надписями, пить кока-колу и воспитываться на голливудском кинематографе — культурную глобализацию никто не отменит. Но как при этом не потерять собственную культуру?
Белорусская душа
У культуры каждого народа есть свои взлеты и падения, массовая — не исключение. Имена белорусских артистов не раз громко звучали на весь мир. Зарубежные зрители стоя аплодировали ансамблю «Песняры» под управлением народного артиста СССР Владимира Мулявина. Звучали «Беловежская пуща», «За полчаса до весны», «Касіў Ясь канюшыну»… «Песняры» — наш бренд и сегодня. Они остаются примером того, как можно было познакомить с белорусской культурой весь мир. Почему же сейчас у нас не появляется новых Мулявиных?
За 27 лет в фестивале искусств «Славянский базар» участвовали артисты из более 70 стран с 5 конинентов.
Созданное на «Беларусьфильме» тоже нередко становилось ярким событием в мировом кинематографе. Пример тому — главный антивоенный фильм по сценарию Алеся Адамовича и Элема Климова «Иди и смотри», передавший боль и страдания белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Картина была удостоена многих наград, в том числе международных, и включена британским журналом Empire в топ-500 величайших фильмов всех времен под шестидесятым номером. В этом году картина возглавила список в популярной соцсети для киноманов Letterboxd.
В целом белорусский кинематограф внес свою важную лепту в художественное отражение Великой Отечественной войны. А это мощнейшая тема, несущая глубинные смыслы. Приоритетна она и сегодня. Министерство культуры отмечает, что историческая и военно-патриотическая тематика актуальна во всех видах искусства. Важно помнить о мужестве и стойкости наших дедов и прадедов и рассказывать об их подвиге через призму культуры будущим поколениям.
Наравне с эстрадными артистами и кинематографистами страна нуждается в талантливых художниках и архитекторах — новых Савицких, Зарянко и Корсалиных, а также Лангбардах, Мусинских и Чадовичах.
Сейчас мы вроде бы продолжаем развивать собственное эстрадное искусство. Но ярких звезд, собирающих стадионы, не зажглось. Временами хорошие произведения появляются. Так, белорусские слушатели по достоинству оценили песню «Любимую не отдают». Она сумела поднять патриотические настроения в обществе в острый период 2020 года. За ее успехом стоят искренность, хорошие стихи и… слова Президента, сказавшего с большой сцены о том, что от своей Родины мы не отступимся.
Стране нужны таланты
Самым важным условием для развития белорусской культуры должна оставаться идентичность. Не хочется слепо идти за американскими трендами, нужно воспроизводить собственные. Зрители и слушатели по-прежнему ценят оригинальность. Не менее важно наполнять культурные произведения смыслами, чтобы они отвечали духовным критериям.
На отечественной эстраде есть те, кто поет песни в самых разных жанрах. Как правило, эти артисты известны только в узких кругах и стараются продвигать свою музыку исключительно через интернет, ошибочно полагая, что это единственный правильный вариант. Мы постарались подсчитать реальное количество белорусских исполнителей, проанализировав белорусскую музыку на радио, на площадках типа Яндекс.Музыка и т. д. В итоге выяснилось, что их более 1,6 тысячи. Уверены, что на самом деле их еще больше. Но реальными звездами, способными влиять на массовое сознание, всегда становятся единицы. Что делать? Не останавливаться и создавать новые треки!
Сегодня ощутимо влияние вовсе не национальной, а глобальной массовой культуры. Причина — глобализация, направленная на полную ликвидацию идентичности.
Молодой певец Shaman дал российской эстраде глоток свежего воздуха, круто исполнив пару патриотических песен. Люди увидели в них себя, душу настоящего русского человека — широкую и загадочную. Shaman оказался в нужное время в нужном месте, прочувствовал потребность народа, ведь культура не может быть отдельно от человека.
В нашей стране не меньше талантов, важно, чтобы они по-настоящему раскрылись. И делается для этого многое. Например, проводится конкурс ФАКТОР.BY. Любой молодой исполнитель имеет возможность заявить о себе и своем творчестве, подать заявку на кастинг и пройти отбор.
А что думают люди?
— Мне нравится творчество белорусских исполнителей. Считаю, нашей эстраде следует взять за основу белорусские песни, как это сделали в свое время «Песняры». Нужно придать произведениям новое современное звучание и не забывать обращаться к замечательным стихам белорусских поэтов, — говорит социолог Людмила Подгайская.
По мнению студента 4-го курса БГЭУ Павла Суринова, исполнителям следует расширять свою аудиторию в интернете, что является одной из составляющих успеха:
— Белорусской эстраде нужна большая ориентация на молодежь. Этого можно достичь с помощью популярных на сегодняшний день мессенджеров и социальных сетей, так как ими пользуется вся молодежь. Если обратится к России, то там практически у всех эстрадных певцов есть свой TikTok и Instagram. Яркий пример — Басков и Киркоров, которые тоже записывали совместные песни с популярными молодежными исполнителями. Вполне можно попробовать пойти по этому пути и нашим артистам.
Музыкант Владимир Островский призывает поддерживать артистов и развивать в стране продюсерские центры.
— Убежден, что белорусской эстраде не хватает драйва, белорусского языка, площадок, которые будут поддерживать музыкантов и помогать им развиваться. Сегодня у нас мало продюсерских центров и новых имен белорусских артистов, вокруг одна «попса» из 2000-х и пародии на зарубежную музыку. Конечно, есть «лучики света», но их совсем немного. Нужно дать больше возможностей исполнителям проявить себя. Если душа артиста поет — пускай поет всем, не следует ее ограничивать.
Белтелерадиокомпанию исключили из Европейского вещательного союза и не допускают к конкурсу «Евровидение». Не счастье ли это? Евровидение давно стало конкурсом для фриков и площадкой для пропаганды нездоровых евроценностей.
На этот счет Министерство культуры отмечает: в организациях культуры и учреждениях образования работают подразделения, которые занимаются поиском и продвижением молодых талантов. Например, национальный театр музыкального искусства имени Владимира Мулявина при Молодежном театре эстрады, продюсерский центр ARTbiz при Гомельской областной филармонии и другие. Следовательно, возможности есть. А значит, молодым исполнителям нужно громче заявлять о себе.
Если сегодня набирают популярность лирические патриотические песни, то это большой шанс для белорусских авторов и исполнителей выразить через искусство свою гражданскую позицию и подстегнуть общественный настрой. Искусство всегда отражает время, важно сформировать культурный пласт, который примет вся страна.
Текст: Ян Жиманов
Фото: из открытых источников и личного архива героев