Одним из условий правильного звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата ( зубы, верхняя и нижняя губа, небо, язык) проводится в форме артикуляционной гимнастики. Её цель - это разработка полноценных движений и определённого положения артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для того чтобы ребёнок научился правильно произносить звуки, его губы и язык должны обладать силой, гибкостью, уметь удерживать нужное положение, а также легко делать переходы из одного положения в другое. Чёткая артикуляция - основе хорошей дикции, а чёткие ощущения от органов артикуояции - основа для овладения письма.
Артикуляционная гимнастика должна проводится систематически, для поддержания и закрепления результата. Упражнения лучше выполнять перед зеркалом, сидя на стуле положив руки на колени, при этом взрослый находится за спиной ребёнка, т. е. ребёнок может видеть отражение взрослого в зеркале. Взрослый следит за правильностью выполнения упражнений и при необходимости помогает и объясняет, а ребёнок смотря на его отражение повторяет. Перед первым занятием необходимых познакомить ребёнка с названием артикуляционных органов. Всё упражнения должны выполнятся плавно и точно без спешки. Желательно выполнять упражнения 2 раза в день, для закрепления и отточки навыка. Если качество выполнения упражнения снижается, это значит что артикуляционный органы переутомились и необходимо завершить занятие.
Некоторые упражнения могут сразу не получаться, это не повод для растройства, необходимо приложить старание и терпенье и со временем все упражнения начнут получаться. Ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, нужно постоянно стимулировать желание к занятиям. Будьте спокойны и доброжелательны, и всё получится.