Сегодня нередко можно услышать разные слухи и легенды о святой Марии Магдалине. Кто-то называет её раскаявшейся блудницей, кто-то доказывает, что она изначально вела праведную жизнь и была верной ученицей Иисуса Христа, а кто-то полагает, что святая Мария вовсе была женой Христа. Давайте разберёмся с имеющимися сведениями о святой.
О событиях жизни святой равноапостольной Марии Магдалине повествуют все четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
В Евангелии Мария названа Магдалиной, так как родом была из города Магдалы, который располагался на берегу Тивериадского моря. Город Магдала был местом проживания колена Иссахара. Вероятно, что Мария Магдалина принадлежала именно этому израильскому роду.
Евангелист Лука сообщает, что святая была одержима семью бесами. Святые отцы пишут, что Мария Магдалина подверглась таким сильным страданиям для того, чтобы на ней явились дела Божии. Евангелист Марк указывает на то, что Господь исцелил равноапостольную, изгнав из неё семь бесов. Это стало чудом, благодаря которому Христос просветлил ум святой, освободил ее от бесов и привлек к спасительной вере. С момента исцеления от бесов сердце Марии Магдалины воспылало любовью к Господу, и святая уже никогда от Него не отходила. Только один из четырёх евангелистов — святой Лука — отмечает, что Мария, так же, как и другие женщины, следовавшие за Христом, служила Ему своим имением.
В последние дни земной жизни Спасителя, когда многие ученики бежали, оставив своего Учителя, святая проявила мужество, стойкость и была одной из тех, кто находился возле креста. Также Мария Магдалина присутствовала во время погребения Иисуса Христа. Безграничная любовь к своему Учителю помогла Марии победить страх и поддержать Его во время страданий. Среди обезумевшей толпы Христос с креста видел слезы преданной Марии Магдалины, ставшие для Него великим утешением.
Из четырёх Евангелий известно, что Мария Магдалина продолжала служение Господу после Его крестной смерти. При этом она не переставала проявлять поразительное мужество. Любовь Марии к своему Учителю побудила в ней желание отдать Иисусу Христу последние почести. В то время, когда ученики Спасителя, сидя в запертом доме, испытывали страх перед иудеями, Мария Магдалина и другие жены-мироносицы решились прийти ко гробу своего Учителя для того, чтобы помазать его тело миром. Пламенная вера равноапостольной отвергала любой страх. Мария переживала только о том, кто отвалит камень от двери запечатанного гроба, охраняемого стражей.
Вместе с тем Мария Магдалина по ревности своей пошла скорее и упредила других мироносиц. Однако, придя ко гробу, она увидела, что камень от входа в пещеру отвален и тела Христа там нет. После этого Мария пришла к апостолам Петру и Иоанну и сообщила им, что тело Господа унесли из гроба.
Позже она возвратилась к месту погребения Учителя и там оплакивала Его. Скорее всего, Мария не знала о Воскресении Иисуса Христа, и потому она не могла утешиться от своего горя. И тогда Сам Господь посылает ей утешение. Равноапостольной являются два ангела в белых одеждах и спрашивают у нее: «Жена! Что ты плачешь?». Мария вновь говорит, что тело Господа унесли, и она не знает, где оно сейчас находится. По этому ответу можно предположить, что мироносица прибывала в таком отчаянии, что не сразу поняла, с кем говорит.
После этого Мария оглянулась и увидела Самого Господа.
Явившись святой, Иисус задает ей два вопроса: «Жена! Что ты плачешь? Кого ищешь?».
Но Мария не узнает своего Учителя. Видимо, Господь явился ей не в таком величии, как ангелам, а в более обычном виде. Равноапостольная принимает Христа за садовника и спрашивает у него: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его».
Тогда Господь называет Марию по имени. Он желает, наконец, рассеять уныние святой. И совершается чудо: Мария верит. До сердца Марии дошел любимый голос, назвавший ее имя. Святая сразу же хочет прикоснуться к Своему Учителю. Однако Господь останавливает Марию. Он говорит, что еще не восшел к Отцу, и посылает равноапостольную сообщить радостную весть о Своем воскресении ученикам.
Почему же Христос не дал Марии прикоснуться к Себе — преподобный Ефрем Сирин пишет, что Господь не позволил своей ученице прикоснуться к Своему телу, так как Мария не приняла еще Таинства Его Тела и Крови. Христос хотел обратить внимание на то, что не только враги, но и некоторые друзья еще не приступали к Его Таинству. Кроме того, Господь сообщает Марии о том, что Он скоро вознесется на Небо к Своему Богу Отцу и, тем самым, предостерегает свою ученицу от мысли, что Мессия по Своем Воскресении должен будет воцариться на земле и восстановить Израильское царство. Такое предположение в то время бытовало даже среди Христовых учеников.
Повествования об этих событиях в Четвероевангелии отличаются в деталях. Где-то Мария Магдалина приходит ко гробу Иисуса Христа одна, где-то – со спутницами.
Так, в Евангелии от Матфея женщины видят воскресшего Христа и припадают к Его ногам. Иоанн повествует, что Мария Магдалина приходит ко гробу одна, и Иисус не дает прикоснуться к себе.
Святая Мария стала первой, кому явился Христос после Своего Воскресения. Далее она сообщила благую весть о Воскресении апостолам, как и повелел ей Христос. Как повествует Евангелие, апостолы не сразу поверили жене, так как они прибывали в глубоком отчаянии и испытывали сильный страх. Существовало мнение, что Мессия, который должен был восстановить Израильское царство, распят, поэтому апостолов могут казнить так же, как и их Учителя.
После того, как Мария возвестила благую весть апостолам, они проповедовали всему миру о Воскресении Христовом. Святая вместе с другими женщинами совершала апостольское служение.
В Православной Церкви принято отделять Марию Магдалину от Марии, которая помазала Христа миром в доме Симона фарисея, а также от Марии из Вифании, сестры Лазаря. Достоверными являются только повествования из Евангелия, где сообщается, что Мария Магдалина была одержима бесами и что Христос ее исцелил. В Православии Мария Магдалина не является кающейся блудницей, в отличие от католического понимания.
Святая Церковь прославила Марию Магдалину в лике равноапостольных за первую проповедь о Воскресении Христа апостолам и всем принимающим слово Божие.
В Православии не произошло отождествления Магдалины с несколькими другими евангельскими женщинами, случившегося в католичестве, оно традиционно почитало этих женщин раздельно.
В Православной Церкви существует также предание, что Мария Магдалина посещала Рим, где преподнесла в дар императору Тиберию красное яйцо и приветствовала его словами: «Христос Воскрес!» Тогда же была проповедь Марии Магдалины о Христе императору Тиберию. Святая рассказала правителю о земной жизни Спасителя, о чудесах, о крестной смерти и о Светлом Христовом Воскресении. Тиберий уверовал во Христа и повелел судить Понтия Пилата за то, что он попустил казнь Спасителя. Пилат по приговору суда был сослан в Галлию, в город Виенна, и там покончил жизнь самоубийством.
Вместе с Марией Магдалиной в Италию приехали сестры Лазаря — Марфа и Мария. Они проповедовали воскресшего Христа по всей Италии и даже в Риме. По преданию, апостол Павел в своем послании к римлянам приветствует именно Марию Магдалину словами: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6).
Одно из преданий Православной Церкви гласит: после Италии Мария Магдалина посетила город Ефес, где в то время трудился апостол Иоанн Богослов. Святая помогала апостолу Христову во всех его трудах. В Ефесе Мария мирно отошла ко Господу и была погребена.
Святая равноапостольная Мария Магдалина никогда не являлась и не является женой Иисуса Христа. Евангелисты, отделяя святую от других женщин с этим именем, называют Марию Магдалиной. Если бы равноапостольная была женой Иисуса, то евангелистам было бы легче ее идентифицировать. В этом случае апостолы называли бы Марию женой Иисуса, а не Магдалиной.
В XX веке западные взгляды на Марию Магдалину отразились в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» английского композитора Л. Уэббера. Основой сюжета этого произведения стала вольная трактовка евангельских событий, в частности, главного образа – Марии Магдалины, которая была представлена автором как блудница, ставшая спутницей Христа. Создание этого мюзикла обозначило острую проблему современности, выраженную в греховном суждении: если мужчина рядом с женщиной, нет барьеров для их отношений. Автор рок-оперы сделал попытку приблизить Евангелие к бытовому уровню, объяснить истины через простые человеческие отношения.
Православная Церковь празднует память святой равноапостольной Марии Магдалины два раза в году: 4 августа и во вторую неделю после Пасхи вместе с другими женами-мироносицами.