Найти тему

Как понять, что сотрудник пытается избежать наказания, и не поверить в манипуляции

Как руководитель с многолетним стажем, я составил для себя 2 портрета сотрудников, относительно поведения в ситуации неизбежного наказания:

1. Те, кто с готовностью признает вину и принимает наказание. И даже если объективно проблема не только в них, никогда не потянут с собой на дно других коллег – просто потому, что терпеть не могут оправдываться и считают это ниже своего достоинства.

2. Те, кто при наличии очевидных признаков вины, будут до последнего отбиваться, перекладывая ответственность не только на коллег и чрезмерную загруженность, но даже на магнитные бури.

Начинающему руководителю очень тяжело определить, кто перед ним: сотрудник, честно излагающий цепь событий, которые привели к определенному результату, или умелый манипулятор, который наизнанку вывернется, только чтобы остаться «чистым».

Меня зовут Денис Шилкин. Я бизнесмен, основатель Первого Центра Брака и Семьи. Только для подписчиков я составил список 10 самых эффективных книг по саморазвитию, которые помогут прокачать мозг и изменить денежное мышление, а значит, зарабатывать больше. Подписывайтесь на канал, обновляйте страницу и читайте скрытый пост.

Чтобы не попасть в капкан жалости или банальной лжи, руководителю любого уровня следует знать самые распространенные виды манипуляций:

1. «Виноват не я, а обстоятельства». Сотрудник придумает тысячу причин, ПОЧЕМУ он не выполнил задачу. «Опоздал из-за пробки», «Задержал отчет, потому что сроки были нереальными», «Наделал кучу ошибок, потому что постоянно отвлекали». Да мало ли, что можно придумать, чтобы выгородить себя. Но только все это – истории на уровне детского сада. Даже если так и есть, уважающий себя специалист никогда не станет оправдываться, а просто скажет: «Виноват, готов понести наказание, исправлюсь».

2. «У меня большие проблемы». Есть категория людей, которые все неудачи на работе оправдывают проблемами в личной жизни. Действительно, случается всякое, и иногда абстрагироваться от, например, семейных обстоятельств не получается. Но, во-первых, такие случаи происходит не постоянно, а разово, и квалифицированному сотруднику всегда пойдут навстречу в сложный период. А во-вторых, ответственный работник заранее предупредит, что в данный момент не тянет и нуждается в помощи, а не поставит руководителя перед фактом проваленного задания.

3. «Я больше не допущу такого. Сделайте исключение, не наказывайте». Еще одна популярная манипуляция, направленная на избегание наказания. На первый раз, и правда, можно сделать исключение и посмотреть, как дальше будут развиваться события. Но за второй-третий проступок уж точно должно последовать справедливое наказание.

Чтобы не стать жертвой манипуляции, руководителю следует объективно оценивать слова подчиненного. Для чего он их говорит, на какие эмоции пытается воздействовать? Обычно это вина, жалость, страх, справедливость. Когда вы научитесь отлавливать эти чувства в зародыше, то обмануть вас станет практически невозможно.

За первый проступок и даже неумелое оправдание я убежден, что человека можно «понять и простить». Но только с условием, что он отчетливо понял, что это – единичный случай, и при повторении его ждет неизбежное наказание. И в следующий раз, действительно, наказывать, а при систематических нарушениях – прощаться, какие бы жалостливые истории ни рассказывал человек.

Как вы ведете себя, если допускаете ошибки?

С любовью к Вам, Денис Шилкин