Найти тему
Английский с Алекс Дар

Задание 4 устной части ЕГЭ по английскому. Как сравнивать и описывать картинки на 10 баллов?

Оглавление

Сегодня разберём задание 4 из устной части ЕГЭ: монологическое высказывание с элементами рассуждения. Это задание - дорогое: стоит 10 баллов, ровно половину всех баллов за устную часть. Это задание высокого уровня сложности (В2), так же как и эссе-отчёт, оно строится на идее проектной работы.

Как выглядит задание 4 "описание картинок"?

Вариант задания 4 в устной части из демоверсии ЕГЭ по английскому
Вариант задания 4 в устной части из демоверсии ЕГЭ по английскому

Мы представляем, что делаем проект со своим другом. Мы нашли две фотографии для этого проекта и хотим поделиться ими с другом, поэтому звоним ему. Но друга мы не застаём и нам надо оставить голосовое сообщение, в котором мы:

  • Кратко описываем две фотографии и говорим о различиях между ними, объясняя их выбор для нашего проекта;
  • Говорим о достоинствах двух объектов или ситуаций, изображенных на фото;
  • Говорим о недостатках двух объектов или ситуаций, изображенных на фото;
  • Выражаем своё предпочтение по теме проекта и объясняем почему мы так думаем.

Что самое главное в этом задании?

Самое главное увидеть проблему, на которой строится проектная работа. Между двумя фотографиями всегда будет какое-то противопоставление: например, покупки онлайн или в реальной жизни, отдых активный или пляжный пассивный, подготовка к экзаменам в одиночку или в группе, активное или творческое хобби и т.д.

Это задание проверяет умение строить монологическое высказывание. Для подготовки нам дают 2,5 минуты, а сам ответ длится 3 минуты. Нам нужно сказать 12-15 предложений.

На самом деле, количество предложений не самое главное. Главное, чтобы каждый пункт плана был раскрыт "полно и точно". Если посмотреть на пункты плана, меньше этих 12 предложений и не получится сказать.

На устной части экзамена никаких заметок делать нельзя, у вас не будет ручки и листа бумаги, поэтому важно иметь шаблон ответа в голове.

Я назвала это задание "описание картинок", но это не совсем верно. Картинки мы описываем очень кратко и только в первом пункте плана. Большая часть ответа раскрывает тему проекта: плюсы и минусы чего-то и наше отношение к этому. Это задание больше на абстрактное мышление и логику.

Перед нами монолог, а не ответы на список вопросов. Нужно чтобы весь рассказ прозвучал как целое, был переход от одной теме к другой, вот что пишет ФИПИ:

Нужны некие «мостики» при переходе от одного пункта плана к другому, некие связующие элементы.

Лучше придерживаться плана, данного в задании, чтобы не пропустить нужную информацию.

Нет единственного правильного ответа, каждый делает это задание по-своему. Самое главное, чтобы в ответе были раскрыты все пункты плана. Далее я напишу свой пример выполнения этого задания.

Я со своими учениками составляю некий шаблон для этого задания, который им подходит и кажется удачным. Они его заучивают, а потом уже на него накладывают отдельную информацию, актуальную для каждого конкретного задания. Благодаря такому "скелету", они не теряют пункты плана и всегда знают, что сказать дальше.

Как готовиться к ответу на экзамене?

При подготовке к ответу, я всегда советую ученикам в первую очередь смотреть на тему проекта и на пункт 3 и 4 ответа: недостатки и достоинства чего нам надо описывать. Далее смотрим на фотографии и думаем над тем, как они могут иллюстрировать указанную тему проекта. На этом мы будем строить и описание, и сравнение фотографий.

Начинаем свой ответ с вступления. Вот такое начала предлагаем нам ФИПИ, разработчик экзамена.

Hello, Olga/Oleg, I‘d like to discuss with you the choice of the photos for our project “Life without gadgets”.
Hi, Misha/Masha, I’ve found two photos for our project “Life without gadgets”and I’d like to tell you about them.

Лучше назвать тему проекта в самом начале, можно и при описании картинок, но тема проекта должна быть обязательно озвучена.

Имя друга может быть любое, вы выдумываете его сами. Это ваш школьный проект, поэтому логичнее использовать имя реального одноклассника, а не Tom или John.

- Explain the choice of the illustrations for the project by briefly describing them and noting the differences;

Объясняем почему мы выбрали именно эти фото и кратко описываем каждое фото, с прицелом на тему проекта. Я рекомендую своим ученикам придерживаться формулы: Кто? Что делает? Где? При описании действий на фотографиях используем the Present Continuous. Далее описываем различия между этими фото.

-3

- Mention the advantages (1–2) of the two types of shopping

Лучше не нарушать пункты плана и сначала описать преимущества двух видов покупок. Обратите внимание, что мы уже не описываем фото, мы говорим о теме проекта - покупках.

-4

- Mention the disadvantages (1–2) of the two types of shopping

Далее говорим про недостатки. Желательно, чтобы достоинства и недостатки не дублировали друг друга или хотя бы были выражены другими словами.

-5

- Express your opinion on the subject of the project – which way of shopping you prefer and why.

Здесь нужно внимательно читать по теме чего надо дать своё мнение. В каждом задании этот пункт плана формулируется по-разному. Еще важно обратить внимание, какой именно глагол используется для выражения мнения: I prefer | I would prefer | I preferred as a child – важно в ответе использовать ту же форму (требование от ФИПИ).

-6

Также обязательной является и заключительная фраза в конце монолога. Вот что предлагает ФИПИ:

That’s all I wanted to tell you about our project. Bye. See you tomorrow/ Call me back, please.

Более подробно о том, как оценивается это задание я расскажу в следующий раз. Скажу лишь, что на максимальный балл разрешается сделать не более 3 негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более 3 негрубых фонетических ошибок.

А так выглядит дополнительная схема оценивания для этого задания, ее можно использовать при проверке своего ответа:

Дополнительная схема оценивания из демоверсии ЕГЭ
Дополнительная схема оценивания из демоверсии ЕГЭ

При подготовке к экзамену, я всегда прошу своих учеников записывать себя на диктофон и затем прослушивать и проверять свои ответы.

На первый взгляд задание не сложное, но оно очень объёмное. В условиях экзамена и стресса, многие слова просто вылетают из готовы. Поэтому важно много и регулярно тренироваться. Я ввожу это задание в самом начале занятий по подготовке к ЕГЭ и мы постоянно учимся его выполнять на разные темам из кодификатора.

Много еще чего можно сказать об этом задании, но на сегодня хватит. Stay tuned!

Пост-навигатор по всем главным статьям.

Здесь можно прочитать про задание 3 устной части.

А здесь про задание 2 в устной части ЕГЭ - диалог-расспрос.

-8