Найти в Дзене
Рок на БиС

Шаг Вперёд. John McLaughlin. Часть вторая. Mahavishnu

Обретя новое духовное имя Mahavishnu, Джон начинает вынашивать идеи новой духовной музыки. А пока количественные изменения не перешли в качественные, он как и все предыдущие годы занят во множестве проектов как сессионный музыкант, правда, на этот раз его компетенции ценятся на самом высшем уровне в среде джазовых ньюсмейкеров и поэтому качественно фиксируются на пластинках в нью-йоркских студиях. Это время внутри авангарда джазовой тусовки Нью-Йорка я охарактеризовал бы как эпоху психоделического фьюжн. Маклафлин крайне востребован как сайдмен в этой среде.

Махавишну Джон Маклафлин
Махавишну Джон Маклафлин

Продолжается сотрудничество Джона в рамках записей сольных альбомов басиста, выходца из Чехии, Мирослава Витуша. В 70-м музыкант в составе других восходящих звёзд музыки фьюжн: клавишника Джо Завинула, барабанщика Билли Кобэма и самого Витуша работает над материалом его второй сольной пластинки Purple.

Ютуб-канал Anti Hero

1 Purple - 9:40

2 Mood - 7:34

3 Water Lilie - 8:57

4 Dolores - 4:10

5 It Came from Knowhere - 5:18

Miroslav Vitous - Synthesizer, Bass, Guitar, Piano (Electric), Producer

Joe Zawinul - Piano, Piano (Electric)

John McLaughlin - Guitar

Billy Cobham - Drums

В 1970-м Джона второй раз пригласит к себе на сессии Уэйн Шортер. На его пластинке, вышедшей только в 1974-м, кроме гитариста, играющего на 12-ти струнной акустической гитаре интересно отметить работу Чика Кориа на маримбе и ударных. Альбом получит название Moto Grosso Feio.

Wayne Shorter — soprano saxophone, tenor saxophone

John McLaughlin — 12-string guitar

Chick Corea — marimba, drums, percussion

Ron Carter — bass, cello

Dave Holland — acoustic guitar, bass

Jack DeJohnette — drums, thumb piano

Miroslav Vitouš — bass (uncredited on album cover but mentioned as part of sessions in liner notes)

Micheline Pelzer (credited as Michelin Prell) — drums, percussion

В этом же году Джон знакомится с другим главным, на мой взгляд, фьюжн-гитаристом Америки Ларри Кориеллом и принимает от него приглашение участвовать над работой в записи его первой фьюжн-пластинки Spaces. О ней была уже информация в предыдущей заметке о Ларри Кориелле. Здесь повторяться не буду. Можете заглянуть по ссылке.

Между тем история с The Tony Williams Lifetime ещё не закончилась. В 1970-м у коллектива выйдет второй альбом - Turn It Over. В этот раз Джон отдаст свой долг Джеку Брюсу, предложив Тони в качестве басиста пригласить своего старого лондонского приятеля, если помните, в своё время именно Джек помог Маклафлину заработать денег на эпохальный перелёт до Нью-Йорка.

Ютуб-канал Golden Geedo

1. "To Whom It May Concern - Them" Chick Corea 4:18

2. "To Whom It May Concern - Us" Corea 2:58

3. "This Night This Song" Tony Williams 3:45

4. "Big Nick" John Coltrane 2:43

5. "Right On" Williams 1:52

6. "Once I Loved" Antônio Carlos Jobim, Vinicius de Moraes, Ray Gilbert 5:05

7. "Vuelta Abajo" Williams 4:57

8. "A Famous Blues" John McLaughlin 4:15

9. "Allah Be Praised" Larry Young 4:39

Tony Williams - drums, vocals on "This Night This Song", "Once I Loved", "A Famous Blues"

John McLaughlin - guitar, vocals on "A Famous Blues"

Larry Young - organ

Jack Bruce - bass, lead vocals on "One Word"

Следующая работа приписывается сольной дискографии Маклафлина, но это не так. На самом деле запись организовал саксофонист Джон Сурман, но в группе на записи вообще не было лидера. Позже, когда пластинка уже была готова к выпуску, продюсеры предложили выпустить её под именем Маклафлина, так как его имя на обложке гарантировало бо́льшие продажи. Так как все роялти были всё-равно поделены поровну между участниками, удалось достаточно легко прийти к этому компромиссу. Здесь Маклафлин участвует в записи свободного джаза. Итак, альбом 1971-го года John McLaughlin - Where Fortune Smiles. Позже альбом всё-таки выйдет под полными именами всех участников.

1. "Glancing Backwards (for Junior)" – 8:54 - (John Surman)

2. "Earth Bound Hearts" – 4:15 - (John McLaughlin)

3. "Where Fortune Smiles" – 4:01 - (Surman)

4. "New Place, Old Place" – 10:24 - (McLaughlin)

5. "Hope" – 7:19 - (McLaughlin)

John McLaughlin – guitars

John Surman – soprano saxophone, baritone saxophone, bass clarinet

Dave Holland – upright bass

Karl Berger – vibraphone

Stu Martin – drums

В 1971-м выйдут ещё две пластинки Майлза Дэвиса с участием Джона: A Tribute to Jack Johnson

Miles Davis - Composer, Trumpet

John McLaughlin - Guitar (Electric)

Herbie Hancock - Keyboards, Organ

Steve Grossman - Sax (Soprano), Saxophone

Sonny Sharrock - Guitar

Michael Henderson - Guitar, Guitar (Bass)

Michael J. Henderson - Bass (Electric)

Billy Cobham - Drums

Teo Macero - Producer

и Live-Evil.

Miles Davis - Composer, Trumpet

John McLaughlin - Guitar

Keith Jarrett - Keyboards, Organ, Piano (Electric)

Gary Bartz - Sax (Alto), Sax (Soprano)

Michael Henderson - Bass (Electric), Guitar (Bass)

Airto Moreira - Percussion

Jack DeJohnette - Drums

Hermeto Pascoal - Composer, Drums, Piano (Electric), Vocals, Voices, Whistle (Human)

Herbie Hancock - Keyboards, Piano (Electric)

Steve Grossman - Sax (Soprano)

Khalil Balakrishna - Sitar (Electric)

Chick Corea - Piano (Electric)

Conrad Roberts - Narrator

Wayne Shorter - Sax (Soprano)

Joe Zawinul - Composer, Piano (Electric)

Ron Carter - Bass, Bass (Acoustic)

Dave Holland - Bass, Bass (Acoustic), Bass (Electric)

Billy Cobham - Drums

Teo Macero - Producer

Кроме этого многочисленные сессионные записи с Майлзом, сделанные в это время будут выходить и позже. Среди них будут пластинки: Big Fun, Get Up with It и Directions.

Но, наконец, пришло время для первого главного достижения Маклафлина - дебютной записи его первой фьюжн-группы Mahavishnu Orchestra. Изначально Джон планировал группу с таким составом: француз Жан-Люк-Понти на скрипке, сам Джон на гитаре, панамец Билли Кобэм на ударных, британец Тони Левин на басу и чех Ян Хаммер на клавишных, но из-за сложностей с приездом Понти и Левина их места в первом составе заняли ирландский басист Рик Лэйрд и американский скрипач Джерри Гудмен.

Mahavishnu Orchestra: John McLaughlin, Jerry Goodman, Jan Hammer, Billy Cobham, Rick Laird
Mahavishnu Orchestra: John McLaughlin, Jerry Goodman, Jan Hammer, Billy Cobham, Rick Laird

В июле 1971-го группа дала свой первый концерт на разогреве у Джонни Ли Хукера. Популярность группы имела взрывной рост. Уже после двух недель успешных выступлений группа подписала контракт с Columbia records и засела в студии.

Выступление Mahavishnu Orchestra: Jerry Goodman, John McLaughlin, Billy Cobham, Rick Laird, Jan Hammer
Выступление Mahavishnu Orchestra: Jerry Goodman, John McLaughlin, Billy Cobham, Rick Laird, Jan Hammer

Вообще, музыку Mahavishnu Orchestra по влиятельности можно смело сравнивать с такими яркими явлениями в рок музыке как: The Beatles, Cream, Jimi Hendrix, Led Zeppelin, Deep Purple, а их дебютный альбом наделал шуму внутри джазового звучания не меньше, чем Bitches Brew Майлза Дэвиса.

Ютуб-канал Ron Hoover

Сейчас, проанализировав явление, можно назвать причины столь бурной популярности музыки ансамбля: Маклафлин первым поженил джаз с хард-роком. До этого, джазовые музыканты, включая Майлза Дэвиса опирались исключительно на его психоделические оттенки. Какие главные отличительные черты хард-рока? Правильно: опора на риффы и скоростные гитарные пассажи в соло. Всего этого в новой версии фьюжн от Махавишну в избытке. Более того, джазовые музыканты в силу своего профессионального уровня задрали эту планку на недосягаемую высоту, что позволило фьюжн-ансамблям продолжительное время конкурировать с рок-группами на одной сцене.

Но кроме всего этого стоит отметить нарочитую одухотворённость музыки под влиянием духовного наставника Джона Шри Чинмоя. По внутреннему наполнению музыка Mahavishnu Orchestra перекликается с духовным периодом музыки Джона Колтрейна. Этому помогло достаточно глубокое погружение Джона в индийскую музыку и культуру. Если помните, в Британии в 60-е был бум на увлечение индийской культурой, многие музыканты, включая The Beatles включали в свою музыкальную канву индийские мотивы. У Джона это получилось намного глубже и эффектнее и оказалось ко двору.

Дебютный альбом, выпущенный в том же году - The Inner Mounting Flame - сейчас это уже классика.

Ютуб-канал Música Livre

1. "Meeting of the Spirits" - 6:52

2. "Dawn" - 5:10

3. "The Noonward Race" - 6:28

4. "A Lotus on Irish Streams" - 5:39

5. "Vital Transformation" - 6:16

6. "The Dance of Maya" - 7:17

7. "You Know You Know" - 5:07

8. "Awakening" - 3:32

John McLaughlin – guitar

Jerry Goodman – violin

Jan Hammer – keyboards, organ

Rick Laird – bass

Billy Cobham – drums, percussion

Группа активно начинает гастролировать. В следующем 1972-м году у Джона всё-же получается выкроить время на одну студийную пластинку вне основного коллектива - это дуэт с другим духовным учеником Шри Чинмоя гитаристом Карлосом Сантаной.

Ютуб-канал Jon Wilson

1. "A Love Supreme" John Coltrane 7:48

2. "Naima" Coltrane 3:09

3. "The Life Divine" John McLaughlin 9:30

4. "Let Us Go Into the House of the Lord" traditional 15:45

5. "Meditation" McLaughlin 2:45

Total length: 38:44

Mahavishnu John McLaughlin – guitar, piano

Carlos Santana – guitar

Mahalakshmi Eve McLaughlin – piano

Larry Young (under his Muslim name Khalid Yasin) – piano, organ

Doug Rauch – bass guitar

Jan Hammer – Hammond organ, drums, percussion

Billy Cobham – drums, percussion

Don Alias – drums, percussion

Mike Shrieve – drums, percussion

Mingo Lewis – percussion

Armando Peraza – congas, percussion, vocals

Джон Маклафлин и Карлос Сантана
Джон Маклафлин и Карлос Сантана

Музыка этого альбома, как и музыка Mahavishnu Orchestra наполнена духовным смыслом и посвящена Джону Колтрейну, последние годы жизни которого, как я уже написал выше, так же были духовно наполнены и посвящены служению высшим силам. Пластинка интересна тем, что от Карлоса Сантаны трудно было ожидать такого резкого разворота в звучании. Маклафлин же успел к этому времени нас приучить к своему разнообразию.

Кроме дуэта с Сантаной, 72-й оставит так же в памяти работу Маклафлина на сессиях знакового альбома Майлза Дэвиса - On The Corner.

Ютуб-канал Driving a stolen car

1. "On the Corner"/"New York Girl"/"Thinkin' One Thing and Doin' Another"/"Vote for Miles" - 19:55

2. "Black Satin" - 5:16

3. "One and One" - 6:09

4. "Helen Butte"/"Mr. Freedom X" - 23:18

Miles Davis - Composer, Trumpet

Carlos Garnett - Sax (Soprano), Sax (Tenor)

David Liebman - Sax (Soprano), Sax (Tenor)

Bennie Maupin - Clarinet (Bass)

David Creamer - Guitar

David Kreamen - Guitar

Reggie Lucas - Guitar

John McLaughlin - Guitar

Chick Corea - Fender Rhodes, Keyboards

Cedric Lawson - Organ

Harold "Ivory" Williams - Keyboards

Herbie Hancock - Fender Rhodes, Keyboards, Synthesizer

Collin Walcott - Sitar, Sitar (Electric)

Khalil Balakrishna - Sitar (Electric)

Michael Henderson - Guitar (Bass)

Badal Roy - Tabla

Jack DeJohnette - Drums

Al Foster - Drums

Billy Hart - Drums

William Hart - Drums, Percussion

Don Alias - Drums, Percussion

Teo Macero - Producer

Только в январе 1973-го выйдет второй альбом Mahavishnu Orchestra. Он будет иметь название Birds of Fire.

Ютуб-канал Mahavishnu Orchestra – тема

1. "Birds of Fire" - 5:50

2. "Miles Beyond" (dedicated to Miles Davis) - 4:47

3. "Celestial Terrestrial Commuters" - 2:54

4. "Sapphire Bullets of Pure Love" - 0:24

5. "Thousand Island Park" - 3:23

6. "Hope" - 1:59

7. "One Word" - 9:57

8. "Sanctuary" - 5:05

9. "Open Country Joy" - 3:56

10. "Resolution" - 2:09

Следом выйдет концертник - Between Nothingness & Eternity.

Ютуб-канал Eric De Rosa

1. "Trilogy: Sunlit Path/La Mere de la Mer/Tomorrow's Story Not the Same" - John McLaughlin - 12:16

2. "Sister Andrea" - Jan Hammer - 8:45

3. "Dream" - McLaughlin - 21:24

В июне 1973-го года, в процессе записи следующей пластинки в студии Trident в Лондоне группа распалась. Причиной стали натянутые личные отношения участников группы, усиленных усталостью от жёсткого гастрольного графика предыдущих двух лет и личных амбиций участников коллектива, подпитанных стремительным ростом популярности группы. Не все коллективы способны выдерживать такие нагрузки.

После распада коллектива только Биллу Кобэму и Джону Маклафлину удалось успешно продолжить свои сольные карьеры. Остальные участники постепенно пропали с радара. Это к вопросу о реалистичности амбиций участников.

В следующем, 1974-м, Маклафлин пересоберёт группу и запишет с новым коллективом четвёртый альбом в дискографии ансамбля. Альбом получился не менее качественным чем предыдущие, что доказывает исключительную роль Джона в группе. Кроме того, на мой взгляд, у Маклафлина получилось ещё раз двинуть развитие музыки фьюжн вперёд. В этот раз звучание обогатилось нарочитой концептуальностью, под стать музыке прогрессивного рока.

В новый состав вошли: наконец решивший свои эмиграционные вопросы скрипач Жан-Люк Понти, певица и клавишница, будущая жена Чика Кориа, Гейл Моран, басист Ральф Армстронг, барабанщик Нарада Майкл Уолден. Кроме этого звучание оркестра было усиленно струнной секцией: Кэрол Шайв на скрипке, Марсия Уэстбрук на альте, Фил Хирши на виолончели и брасс-секцией: Стив Франкевич и Боб Кнапп на духовых.

Новый состав Mahavishnu Orchestra
Новый состав Mahavishnu Orchestra

С этим расширенным составом, усиленным Лондонским симфоническим оркестром будет записана пластинка Apocalypse. Спродюсирует запись сам великий и ужасный Джордж Мартин - бывший продюсер The Beatles. Помнится, здесь, на канале БиС, я детально обозревал этот альбом.

Ютуб-канал VIVAVINYL

1. "Power of Love" - 4:36

2. "Vision Is a Naked Sword" - 14:16

3. "Smile of the Beyond" - 7:56

4. "Wings of Karma" - 6:12

5. "Hymn to Him" - 19:23

John McLaughlin – guitars, vocal composer

Gayle Moran – keyboards, vocals

Jean-Luc Ponty – electric violin, electric baritone violin

Ralphe Armstrong – bass guitar, vocals

Narada Michael Walden – drums, percussion, vocals

with

Michael Tilson Thomas – conductor, piano

Michael Gibbs – orchestration

Marsha Westbrook – viola

George Martin – producer

Carol Shive – violin, vocals

Philip Hirschi – cello, vocals

Geoff Emerick – engineer

Этот релиз станет не менее влиятельным, чем дебютный альбом коллектива. Эту влиятельность музыки Джона интересно наблюдать на примере творчества Чика Кориа. Выход первого альбома Махавишну - The Inner Mounting Flame заставил пианиста пересобрать свой Return To Forever, взяв в состав гитариста и кардинально изменив звучание под стать оркестру Джона, после выхода Apocalypse, состав и музыка Return To Forever второй раз кардинально изменились, мимикрируя под новое звучание. Более того, Чик ещё долгое время после этого будет успешно выпускать студийные альбомы в оркестровом прог-фьюжновом формате.

Несмотря на то, что в 1974-м году мода на музыку фьюжн была на пике своего развития, этот год пограничный в карьере Маклафлина. Внутри его разума начнёт зреть новый эпохальный музыкальный проект. Это хороший повод и мне сделать паузу повествовании.

Автор статьи - Filumjazz

Предыдущая статья по теме:

#filumjazz, джаз, джаз-рок, фьюжн, mahavishnu orchestra, john mclaughlin