Получивший широкую огласку случай убийства молодой женщины на почве ревности ее первым супругом привлек внимание к широко распространенной практике многоженства. Хотя это уже давно является серьезной социальной проблемой.
Обсуждение печально известного "дела Мадины" с трагическим концом вызвало неоднозначную реакцию в социальных сетях: с одной стороны, люди осудили жестокое убийство Мадины Мамаджановой, второй жены Парвиза Давлатова (признано судом - н. п.р.) и погибшего от руки своей первой жены Азизы Давлатовой, но, с другой стороны, многие осуждали вторую жену за вмешательство в чужую семью.
Даже после смерти молодой женщины можно было увидеть комментарии, призывающие "вторую жену" "подумать о своем поведении сейчас".
Поговорив с несколькими из этих комментаторов, я узнал, что они или их близкие родственницы прошли через такие же ситуации, когда их мужья тайно (по религиозным соображениям) женились на других женщинах, и это внесло большой разлад в их семью:
- Жизнь моей сестры была разрушена, потому что ее муж снова женился. Хотя они не развелись, она не смогла простить его и была очень несчастна из-за этого в течение многих лет. Она не могла уйти ради своих детей, но и не была счастлива.
- Может быть, лучше было все-таки развестись, если вы не были счастливы?
- Это был брак между братьями, поэтому вся семья была против. Они сказали ей, что нужно смириться с этим, что это временно, что это пройдет, что нужно быть мудрее. Но она так и не простила своего мужа. Они живут так уже более десяти лет.
- Но это не повод избивать кого-то, не так ли?
- Причина. Моя сестра била, ругалась и скандалила перед соседями, потому что больше не могла этого выносить. И все равно она жила с ним. Если бы она была просто любовницей, все было бы иначе, с ней у него были никох и ребенок. Это сводило сестру с ума. Она долго не могла с этим смириться, даже обращалась к психиатрам. Ей было очень тяжело. Она была "психически ненормальной".
И потом, это происходит постоянно. Моя подруга тоже вторая жена, они тоже приходили к ней домой, били ее, угрожали ей, подняли шум среди соседей... Я всегда говорила ей, что это ее вина, она не должна вмешиваться в чужую семью. Но она все равно жила, потому что ее муж - очень влиятельный человек, и родила четверых детей.
Муж - это все?
Эта ситуация показала еще одну сторону "института второй жены". Если раньше СМИ писали об этом словами "вторая жена" и говорили о причинах, по которым женщины соглашаются быть второй женой, то теперь это заставляет нас посмотреть на масштаб явления и оценить эту тенденцию в целом.
Фото с сайта
Правда, буквально оценить эту шкалу не очень возможно, поскольку де-юре ее в Таджикистане не существует, а значит, нет и официальной статистики на этот счет. Но на практике почти каждый человек в стране, вероятно, знает хотя бы одну женщину, которая является чьей-то второй женой.
По словам социолога Гульноры Бекназаровой, косвенная статистика также свидетельствует о том, что в Таджикистане этого явления нет, но есть явление трудовой миграции, которая вывозит из страны большую часть активного мужского населения.
- Согласно официальным данным на 2020 год, доля женщин в общей численности населения составляет 49,5%, а мужчин - 50,5%, то есть на 100 мужчин приходится 96 женщин. И, похоже, у нас не может быть такой практики, как вторая жена.
Однако в действительности она существует потому, что большая часть мужского населения страны уезжает в трудовую миграцию, создавая дисбаланс между мужчинами и женщинами в стране. Мы часто ходим в кишлаки в проектах и видим, что там в основном старики, дети и женщины. Мужчины мигрируют", - говорит социолог.
По ее словам, на фоне такого дисбаланса и высокой конкуренции на "брачном рынке" девочки и женщины оказываются зажатыми обществом, в котором принято рано выходить замуж и рожать детей.
- У нас много хороших традиций, таких как уважение к старшим и т.д., но есть и традиции, которые устарели и не могут справиться с требованиями современного мира.
Например, девочкам с детства внушают, что они должны выйти замуж и родить детей. С этим образом в голове девочки растут.
Это очень старая традиция, но она была распространена во времена феодализма, когда в сельской местности всегда требовалась дополнительная рабочая сила, поэтому молодых людей рано женили, и от этих браков рождалось много детей. Тогда это было как-то оправдано.
Но сейчас совсем другие времена. В наше время высшее образование необходимо не только для создания экономических условий, но и для постоянного повышения квалификации. Однако требование о том, что девушка должна выйти замуж в раннем возрасте, все еще существует, и это оказывает давление на девушек. Тогда они вынуждены становиться и вторыми женами", - говорит социолог.
По словам Бекназаровой, воспитание таким образом, что единственной главной целью в жизни женщины является создание семьи, делает женщин и девушек очень уязвимыми, поэтому, когда некоторые браки распадаются, они могут пойти даже на крайние меры. Некоторые начинают бороться за своих мужей, другие могут даже убить себя и своих детей. Особенно подвержены этому женщины, которые не могут обеспечить себя экономически.
- Другая проблема заключается в том, что у нас очень слабо развит институт отцовства. В случае развода мужчины часто отказываются от ответственности за детей, и они становятся единственной ответственностью женщины. Нет никакой поддержки в виде технического обслуживания - она очень слабая. Даже те, у кого хороший доход, часто скрывают его, чтобы не платить алименты", - говорит социолог.
Но, по ее словам, стереотипы давят в обществе не только на девушек и женщин, но и на мужчин. По ее словам, часто выбор за молодых людей делают их родители, и в конечном итоге, когда они достигают определенного возраста, они уже сами делают свой выбор.
- В юном возрасте за него решают другие, это не его выбор. Но через некоторое время он становится более осознанным, он выбирает сам. В этом случае он либо разводится и женится снова, либо берет вторую жену", - говорит социолог.
Фото: PhotoXPress
Согласно статистике, средний возраст замужних девушек в Таджикистане составляет 21-22 года, а средний возраст мужчин - 25-26 лет.
Одинокие мамы
Одним из вопросов, поднимаемых полигамией, является вопрос о правах детей. Мужчины в таких браках не всегда официально признают своих детей и не дают им своих фамилий, поэтому права этих детей не защищены.
По словам правозащитницы Начибы Ширинбековой, Семейный кодекс признает только браки, заключенные в государственных ЗАГСах.
Полигамия запрещена Конституцией и даже является уголовным делом, но дети, рожденные в незарегистрированном браке, имеют те же права, что и дети, рожденные в официальном браке. Однако мужчина должен добровольно признать отцовство через регистрационный орган, иначе его второй жене (наложнице) придется доказывать отцовство в суде.
- В целом, вы затронули очень сложную тему: полигамия распространена не только среди людей с высоким уровнем дохода, но и среди людей с низким уровнем дохода, без дома, без имущества, без постоянной работы.
Как правило, женщины в таких браках не работают, и в случае ухода мужа или развода классическая процедура, предусмотренная Семейным кодексом, не применяется, а это значит, что женщине придется доказывать в гражданском процессе, что они вели совместное хозяйство, покупали мебель, недвижимость, транспортные средства и все те предметы, которые являются спорными в их ситуации; они также вместе воспитывали детей.
В то время как имущественные и наследственные права законного супруга защищены Семейным кодексом", - говорит правозащитник.
По ее словам, если у мужчины параллельно есть "официальная жена" и вторая, третья неофициальная жена, то им будет довольно сложно добиться заселения жилплощади, в лучшем случае они смогут признать отцовство и получить алименты, но на практике это ничтожно мало для алиментов на ребенка/детей.
Существует также риск, что супруг главы семьи может быть обвинен в двоеженстве и иметь "судимость", что не будет привлекательным при поиске хорошей работы.
- Короче говоря, так называемые вторые, третьи жены и дети чрезвычайно уязвимы с юридической точки зрения, но беспокоит то, что, несмотря на это, женщины продолжают соглашаться на эту роль по разным причинам. Таким образом, растет число матерей-одиночек, которые берут на себя полную ответственность за содержание и воспитание своих детей в соответствии с их правом на достойную жизнь. Я не уверен, что им это удается", - говорит правозащитник.