Найти тему

Стать самой крупной сетью пиццерий в России, преодолев кризис роста: история компании Додо

Федор Овчинников был совладельцем сети книжных магазинов. Но кризис 2008 заставил его пересмотреть интересы в бизнесе. Федор продал свою долю в книжном бизнесе и в 29 лет приехал из Сыктывкара в Питер, чтобы поработать на кухнях в популярных сетях общепита. Молодые коллеги из Макдоналдс и Papa John’s высмеивали идею Федора, который хотел потягаться с гигантами. А он вечерами конспектировал фишки заведений и зарисовывал расстановку оборудования на кухнях.

2011: Открытие первой пиццерии

После исследований в Питере Федор вернулся в Сыктывкар и открыл первую пиццерию Додо. Стартового капитала не хватало: он привлек инвестора, который вложил 1 200 000 рублей в проект и получил 75% компании. Уже спустя 3 месяца после открытия Федор выкупил долю партнера.

Интересным отличием пиццерии Додо была веб-камера на кухне. Каждый клиент мог видеть процесс приготовления пиццы — убедиться, чтобы продукты в ней свежие, а сотрудники соблюдают нормы гигиены.

2012: Первые деньги и запуск сети франчайзинга

Концепция Додо, которую Федор разработал с опорой на личный опыт в общепите, сразу оказалась успешной. За первый год работы всего одна точка «Додо Пицца» принесла выручку в 7 400 000 рублей. Федор открыл вторую точку и запустил продажу франшизы. Самые крупные сети общепита строятся по модели франчайзинга — продажа франшиз должна была помочь Додо расти ускоренными темпами.

2013: Разработка IT-системы управления сетью

Приготовить вкусную пиццу намного проще, чем управлять всеми процессами ее изготовления и доставки. В 2013 Федор открыл компани «Додо систем», которой владеет единолично. Заказы на пиццу принимаются через единый колл-центр, сайт или мобильное приложение — а система моментально передает их на планшеты, установленные на кухнях. Сотрудники отмечают время начала и окончания работы над пиццей. Это позволяет оптимизировать работу и отслеживать время приготовления каждого заказа.

Все остальные процессы — распределение заказов по курьерам, планирование смен, анализ производительности, складской учет — все работает на единой IT-платформе. Кассы также подключены к ней: все финансовые показатели пиццерий мо. ыжно отследить в онлайн-режиме. Это решение обеспечивает контроль за точками в каждом городе и помогает гибко внедрять обновления по всей сети одновременно.

2014: Внешний и внутренний кризис

В 2014 случился кризис: рубль обесценился по отношению к доллару и евро — цены на импортные ингредиенты пиццы выросли, а покупательская способность населения упала. Одновременно компания подошла и к внутреннему кризису масштаба.

В сети было уже 25 пиццерий — отследить качество пицц в каждой стало почти нереально. Некоторые франчайзи начали заказывать ингредиенты в обход рекомендованных фирм. Кто-то разводил напитки, кто-то экономил на персонале и кухня покрывалась грязью.

Тогда Федор Овчинников разработал систему публичной оценки заведений, которая работала по принципу «процент от идеала». Где 100% — полное соответствие идеалу из множества критериев. В оценке принимали участие клиенты заведений и тайные покупатели.

Система тайных покупателей, которую внедрили в 2014, мониторила качество заказов и передавала информацию в головной офис. Теперь за несоответствие стандартам, компания Дода могла расторгнуть договор с франчайзи. И несколько раз эту меру пришлось применить.

2016: Мировая конкуренция

Первую пиццерию в США Федор открыл в марте 2016 года в штате Миссисипи. Американский рынок пиццы — очень конкурентный. Но Додо сумела выделиться и на нем. В ноябре 2017-го Федор выложил в открытый доступ письмо от исполнительного директора «Domino’s Pizza Россия», в котором тот рассказал, как американская сеть пиццерий размещает свою рекламу возле каждой новой точки «Додо» в Москве. Федор пообещал сделать с письмом то же самое, что когда-то директор Domino’s сделал с подобным письмом от Subway: сжечь его.

2022: Наравне с гигантами

Сейчас сеть «Додо Пицца» заняла почти все крупные и средние города России, приводит пиццерии к единым сетевым стандартам, усиливая контроль и поддержку франчайзи. По оценке «Infoline-Аналитики», компания входит в топ-4 брендов общественного питания по выручке в России после McDonalds, KFC и Burger King. В Додо гордятся, что самая крупная сеть пиццерий в России — отечественная.