На прошлой неделе поклонники Бёртона наконец-то дождались новой работы режиссёра. Состоялась премьера сериала «Уэнсдей» от Netflix, которая вызвала шквал отзывов: как положительных, так и не очень. Кто-то считает, что девочка-гот прервала череду неудачных работ Тима, а кто-то плюётся, обвиняя его в расизме, надругательстве над каноничной семейкой Аддамс, ЛГБТ-повестке и всех смертных грехах.
Не будем будить лихо и останавливаться на вечных вопросах об ущемлении, пропаганде и паразитировании на любимых персонажах. Хочу напомнить лишь о том, что «Уэнсдей» в первую очередь спин-офф.
Спин-офф — художественное произведение, являющееся ответвлением по отношению к другому, уже существующему произведению и использующее его популярность, признание или коммерческий успех за счёт использования каких-либо элементов — персонажей, событий или тем. (с) Википедия
У команды, которая работала над сериалом, не было цели подражать стилю предыдущих картин об Аддамсах, продолжать старую историю или заглядывать в события до неё. Они просто взяли конкретного персонажа, поместили его в реалии XXI века и заставили адаптироваться, параллельно распутывая детективную историю. Так что отбрасываем предрассудки и поехали. Без спойлеров!
О чём?
Уэнсдей Аддамс – настоящий трудный подросток. После казуса с пираньями в бассейне родители забирают её из «нормальной» школы и отправляют в Невермор – специальное заведение для детей-изгоев. Не желая там задерживаться надолго, она делает всё, чтобы добиться отчисления. Но в последний момент оказывается втянута в детективную историю. В окрестностях города завёлся монстр, убивающий людей, а самой Уэнсдей предначертано навлечь беду на школу. Как это взаимосвязано? И так ли всё на самом деле? Вопросы, ответы на которые юная Аддамс готова добыть любой ценой.
Создание
Именно Бёртон должен был стать режиссёром той самой каноничной «Семейки Аддамс» 1991 года. Но параллельные съёмки фильма «Бэтмен возвращается» и плотный график не позволили ему совмещать два проекта. В 2010 году предложение прикоснуться к персонажам семейки повторилось, на этот раз хотели создать анимационный фильм. Но и тут Тиму не удалось участвовать в проекте. По его словам, студия передумала использовать технику стоп-моушн, которую так любит режиссёр, и предпочла компьютерную графику. И вот, в 2020 году мы впервые услышали о «проекте без названия» про семейку Аддамс, где Бёртону наконец-то нашлось место.
В качестве режиссёра он выступает только в первых четырёх сериях, но и этого хватило для фанатов, изголодавшихся по фирменному бёртоновскому стилю.
Если сравнивать сериал со старыми добрыми работами Тима, то нельзя не заметить вклада Нетфликса в его создание. У студии есть свои мнения и взгляды, которым режиссёр не мог противоречить. Однако, это не помешало ему по традиции привлечь к съёмкам членов своей незаменимой команды: Дэнни Эльфмана, написавшего главную тему сериала, и Колин Этвуд, позаботившуюся о нарядах для всех актёров и подчеркнувшую их индивидуальность.
Местом для съёмок стала Румыния со своими старыми замками и историческими памятниками, отлично поддержавшими готическую атмосферу сериала. Актёрам пришлось смириться с не самыми приятными погодными условиями, но создание эстетики стоило этих жертв.
«В один из съёмочных дней был снег. А в сцене шёл дождь, так что у нас была дождевая машина. По сценарию Уэнсдей лежит в отключке на земле. На мне было несколько слоёв одежды, один поверх другого, но всё равно было очень, очень холодно. Я не должна дрожать или двигаться. Но было так холодно, что капли налету превращались в лёд и били мне в лицо. Как крошечные градины…» Дженна Ортега о съёмках в Румынии.
Получив роль Уэнсдей, Дженна Ортега ещё не знала, что помимо актёрского опыта освоит много новых навыков. Для погружения в образ она обучалась игре на виолончели, плаванию на каноэ, фехтованию, стрельбе из лука, немецкому языку и не моргать на протяжении всего сериала. Всё, чтобы соответствовать образу идеальной (или не совсем) Уэнсдей.
А поклонники старой семейки Аддамс могут порадоваться появлению в кадре Кристины Риччи, сыгравшей Уэнсдей в 1991 году. «Мы с тобой так похожи», – весьма иронично обращается Мэрилин Торнхилл, персонаж Риччи, к новой Уэнсдей.
Персонажи
Уэнсдей. Девочка-изгой. Мрачна, бледна, умна и не от мира сего. В общем, бёртоновская до мозга костей. Она не приемлет проявление эмоций, ходит с каменным лицом, не заводит близких отношений, ненавидит цвета ярче чёрного и пестрит саркастичными высказываниями с огромной долей чёрного юмора. Даже среди изгоев Уэнсдей выделяется. Романтика и дружба ей чужды, а свиданиям она предпочитает фильмы ужасов в склепе. Она стремится быть идеалом. Иногда кажется, что она умеет абсолютно всё. Но по ходу сериала мы видим, как персонаж меняется. Девочка-покерфейс то и дело поддаётся чувствам, сохранять этот образ становится всё сложнее. Она постоянно совершает ошибки: как интеллектуальные, так и эмоциональные. Уэнсдей меняется с каждой серией и показывает зрителю другую сторону, которая была зарыта глубоко внутри.
Инид. Соседка по комнате Уэнсдей и её полная противоположность. Радужный комок эмоций и веселья, вечно раздражающий главную героиню своей яркостью и неугомонностью. Одна из первых смогла разглядеть в девочке с репутацией серийного убийцы доброе начало и помогла его раскрыть.
Вещь. Знает всё о маслах для кутикулы, кремах для рук и качественном маникюре. А ещё всегда готов прийти на помощь Уэнсдей в тёмных делишках, будь то поставить кому-то фингал, что-то стащить или устроить слежку. Не просто рука, а полноценный персонаж со своим характером и повадками, за которого переживаешь не меньше, чем за остальных.
Мортиша, Гомес и Пагсли Аддамс. Та самая семейка. Своё экранное время они честно уступили главной героине сериала. Их появление скорее нужно, чтобы показать зрителю, что Уэнсдей – дочка своих родителей. Как говорится, яблочко от яблоньки.
Ученики школы Невермор. Аутсайдеры собрались в одном месте. Оборотни, сирены, горгоны, вампиры и так далее по списку. Не обошлось без любовных страстей, соревновательного духа, заговоров и прочих проблем тинейджеров. Неважно, есть ли у них клыки, шерсть или чешуя, подростки всегда остаются подростками.
О персонажах можно говорить долго и детально, одной статьи не хватит, чтобы раскрыть всех по достоинству. Лучший вариант – включить сериал и оценить всех самому. Но комментарии всегда открыты для ваших предложений 😉
Конечно, влияние Нетфликса на сериал видно невооружённым глазом. Но бёртоновский стиль не убиваем и пробивается через преграды шоу бизнеса. Музыка, атмосфера, декорации и персонажи. Чудовищные люди и человечные монстры. Бёртон вернулся и снова переворачивает всё с ног на голову.
«Чудовищем может оказаться кто угодно. Правда в том, что чудовища есть везде. Порой самыми опасными оказываются те, от которых не ожидаешь. Им не нужны клыки и когти, чтобы вселить ужас. Они прячутся в тени до тех пор, пока никто не будет смотреть, а потом нападают»